Семинар-симпозиум «Нюрнбергский трибунал: историческое значение и уроки для современности»

18 ноября 2022

Приуроченный к 20 ноября – День начала Нюрнбергского процесса – проведен для студентов 5 курса профиля «История и обществознание» Школы педагогики на занятии по дисциплине «Граждановедение» (преподаватель – канд.ист.наук, доцент Е.А.Пазенко) в рамках Федерального проекта «Без срока давности».

Международный суд над главными военными фашистскими преступниками был и остается историческим достижением ведущих держав антигитлеровской коалиции, одним из важнейших политико-правовых итогов разгрома нацистской Германии. Поэтому, актуальность проведения мероприятия на данную тему очень остра: во-первых крайне важно помнить об уроках истории, в частности уроке исторического возмездия, за совершенные руководителями Германии против человечества и мира преступления; во-вторых, возрождение неонацизма, неофашизма, антисемитизма в отдельных государствах Европы, бандеровцев на Украине стало настоящей угрозой XXI века, превращаясь в одну из глобальных проблем современности; в-третьих, современная молодежь не всегда имеет объективное представление о тех непростых процессах, которые происходили в годы Второй мировой войны. Они не знакомы с фигурантами Нюрнбергского процесса. Тем самым актуализируется исследование проблемы формирования гражданской позиции молодежи.

Перед организаторами стояли задачи:

  1. Разработать урок по теме «Нюрнбергский процесс» и его проведение.
  2. Включить в разработку урока материал по теме в виде: презентации, видеоматериалов, тематических заданий.
  3. В конце занятия провести фронтальный опрос по итогам проделанной работы, сделать выводы.

Были поставлены цели:

  1. Познакомить студентов с событиями Нюрнбергского процесса.
  2. Вовлечь студентов в диалог, групповую работу, анализ источников.
  3. Вовлечь студентов в рефлексивный диалог, привести их к пониманию связей между прошлым и настоящим.

Занятие проводилось в соответствии следующего плана:

1. Знакомство студентов с темой занятия. Показ видео материала по теме Нюрнбергский процесс, где обзором показывали зал суда, осужденных, присяжных, отрывки фильма о жестоких деяниях фашистов в отношении людей.

На этом этапе, после просмотра видеоматериала, студентам был задан вопрос: Почему в 21 веке мы вспоминаем данные события, которые были почти 90 лет назад?

В совокупности студенты ответили на этот вопрос так: «…Очень важно помнить события прошлого, помнить те ужасные последствия войны, где гибли миллионы людей по прихоти фашистов. Это нужно для того, чтобы в настоящем времени не совершались такие же ошибки, преступления в отношении Мира и человечества в целом…».

2. Следующим этапом занятия были: показ презентации с применением иллюстративного материала (фото с заседания суда, их участников, сканы протоколов суда, приговоров, вырезки из газет и тд.) и рассказ о событии Нюрнбергского процесса (сроки, даты, подготовка к процессу, принципы ООН и тд.)

Также на этом этапе было включено два видео материала: «зал суда» и «последние слова осужденных и их судьба». Здесь же студенты по заранее данному заданию подготовили и рассказали биографии и позиции на суде 2-х представителей от СССР: Руденко Р.А., Никитченко И.Т. Затем студенты ответили на поставленный вопрос: «Почему именно их выбрали в качестве представителей от СССР?»

3. Далее студентам было предложено провести анализ карикатур, выполненных «КуКрыНиксами». Студенты разделились на три группы, провели анализ трех разных карикатур на основе материала, услышанного ранее.

4. В заключении была проведена рефлексия. Студенты поделились своими впечатлениями от услышанного и увиденного. Некоторые ответы звучали так: «Это тяжелая тема. Мы действительно должны помнить такие события истории, как Нюрнбергский процесс, чтобы не допустить тех ужасов, которые творила с людьми фашистская Германия», «Даже таких жестоких преступников судили по всем юридическим нормам и правилам, хотя могли просто всех повесить или расстрелять без суда и следствия. И все-таки мы живем в справедливом мире, где каждое преступление должно быть расследовано, а преступник заслуженно наказан».


Оксана Мудрагель, Маргарита Хожина
Студенты группы Б2118-44.03.05ио