«Дневник» в прямом эфире: школьники-актёры показали будущим педагогам спектакль о современной школе

31 мая 2019


30 мая 2019 года на сцене филиала Дальневосточного федерального университета выступил коллектив детско-юношеской театральной студии «Пластилин» Центра детского творчества «Ровесник» из поселка Раздольное Надеждинского района. Для художественного руководителя молодого самодеятельного театра Романа Абросимова эти гастроли имели особое значение: вместе со своими подопечными он вернулся на родную сцену, где несколько лет назад он играл сам в спектаклях студии «Перемена». Школьники-актёры представили на суд зрителей педагогов (настоящих и будущих) спектакль «Страсти-мордасти» по пьесе Аси Котляр. За этим псевдонимом скрывается опытный педагог, который раскрывает замысел этого своего произведения так: «Что такое «современная школа»? А какова она, современная молодёжь? Каким должен быть современный учитель, чтобы он смог достучаться до этой самой молодёжи? Что несёт в себе удивительная, благородная профессия - учитель?.. Какие изменения претерпевает школа сейчас и что чувствуют ученики, оказавшись заложниками статусов и денег своих родителей? Пьеса «Страсти-мордасти» о детях, которые имеют всё, о чём могут только пожелать. Они лишены малого: родительской любви и внимания... Эти и многие другие вопросы я поднимаю в пьесе «Страсти-мордасти» именно потому, что мне небезразлична профессия, которой я себя посвятила. За двадцать семь лет работы в школе я поняла одну простую истину: каждый ребёнок нуждается в любви и принятии взрослых, которые его окружают. Именно в любви безусловной, порой вопреки, а не за что-то, и тогда происходит чудо: рано или поздно, но они начинают отвечать тебе взаимностью».

По сюжету пьесы ключи к сердцам учащихся неуправляемого девятого класса престижной частной школы ищет и, в конечном итоге, находит их новый классный руководитель – Валентина Викторовна. Поскольку молодая учительница работает по совместительству ди-джеем на одной из местных радиостанций, она запускает в своем шоу рубрику «Дневник молодого учителя», в котором делится своими впечатлениями о школе и просит советов у своих слушателей, среди которых скоро появляются ее ученики, их родители, коллеги по школе и начальство. Рискованная педагогическая инновация оборачивается для Валентины нешуточными проблемами, но затем приводит к успеху. В непростых отношениях между персонажами пьесы (школьниками, учителями, родителями) как в зеркале отражаются острейшие проблемы, с которыми сталкивается современное общество (не только молодежь): алкоголизм, подмена любви сексом, а родительской заботы финансированием, рост ксенофобии и экстремизма и многие другие. Нельзя не отметить, что начинающие актеры Анастасия Снисаренко, Полина Балашова, Андрей Бондаренко, Марат Газиев, Андрей Некрасов, Алексей Курдяев, Ирина Остапенко, Вероника Белобородова, Виктория Жабко, Полина Гаркун и Алёна Старостина справились со своими ролями просто блестяще, в том числе и с ролями взрослых. Кстати, в «Пластилине» играют школьники с шестого по одиннадцатый классы.

— Свой вклад в развитие архитектуры спектакля внёс каждый актёр, — с гордостью за своих студийцев утверждает Роман Абросимов. — Они не играли механически то, что и было сказано. Напротив, мы вместе продумывали буквально каждую минуту действия на сцене. Можно, даже сказать, что у нашего спектакля был коллективный режиссёр. Поэтому дети были на сцене такими самоотверженными. Они же своё творение вынесли на зрительский суд. Не могу не поблагодарить и наших взрослых актёров, которые озвучили «закадровый» диалог между директором, завучем и секретарём школы. Спасибо за содействие директору ЦДТ «Ровесник» Светлане Швец, главному специалисту Центра молодёжной политики филиала ДВФУ в г. Уссурийске Ольге Пичугиной и учителю русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п. Раздольное Ксении Глушак. Ксения Викторовна – такой же соавтор спектакля, как и я. С ней вместе мы обдумывали долгими вечерами концепцию постановки, и она вложила в этот проект огромное количество своей творческой энергию. Мы также признательны педагогу дополнительного образования ЦДТ «Ровесник» Ульяне Комаровой за вокализацию в песнях и постановку номера Насти Хрулёвой.

Уникальную психологическую атмосферу «проблемного» девятого класса помогли создать тщательно подобранные песни. Из всех прозвучавших со сцены вокальных произведений зритель раньше мог быть знаком только с песней «Верь» из репертуара Аиды Николайчук (в спектакле её исполнила учащаяся музыкальной студии ЦДТ «Ровесник» Анастасия Хрулёва). Остальные были созданы для этого проекта специально. Так композицию «Мама» написал и исполнил Алексей Курдяев, а тексты рэп-композиций сочинил студент Приморского политехнического колледжа Егор Божко (их прочитали сам автор и Алексей Курдяев).

— Я просто потрясена и до глубины души тронута игрой этих детей, — делится впечатлениями студентка Школы педагогики ДВФУ Анастасия Сурнева. — Они такие искренние, так вжились в своих героев, что часто наворачивались слёзы. А все поднятые проблемы и показанные конфликты взяты прямо из жизни. По-моему, этот спектакль стоит посмотреть каждому педагогу и будущему, и действующему. Надеюсь, что эти замечательные ребята приедут к нам в гости снова.


И.В. Варицкий

Фото автора