Студенты ДВФУ включились в ежегодную всероссийскую просветительскую акцию Минкультуры России «Ночь музеев» 18 мая 2019 года

20 мая 2019


Активисты ОП «Мировая художественная культура» устремились в дальневосточную столицу, поставив перед собой не только познавательно-развлекательные цели, но и важные образовательные задачи: знакомство с гибридными профессиями, спрос на которые прогнозирует современная ситуация на мировом и российском рынке труда. Какие интересные проекты могут родиться коллаборацией музея и школы, музейного специалиста и школьного учителя?

Во Владивостоке на площадке краевого учреждения культуры – Приморского государственного музея имени В.К. Арсеньева ведущим методистом музея Еленой Владимировной Сушко был запланирован открытый мастер-класс для детей «Медвежьи забавы». Студенты присутствовали на непродолжительном по времени занятии (7+), которое прошло в зале этнографии и имело характер познавательной программы с рассказом о коренных народах Дальнего Востока. Е.В. Сушко назвала некоторые из них: ительмены, коряки, нанайцы, орочи, удэгейцы и т.п. Камерная атмосфера за небольшим столом музейного зала позволила студентам быть не только наблюдателями занятия, но и ощутить себя «по ту сторону», в роли «любознательного ребенка». Обращаясь к музейным экспонатам, Елена Владимировна охарактеризовала быт «лесных народов», их уклад, разделение обязанностей мужчин и женщин, а также на наглядном примере показала наряды поселенцев и рассказала историю их создания. Немаловажным был рассказ об обрядах, где священным животным, предметом поклонения являлся медведь. Стало понятно, «почему медведь стал предметом поклонения и почему коренные жители считали его своим родственником, которому нужен праздник». Рассказывалось об этапах прохождения празднества, где каждое действие означало какое-либо символическое значение. Все свои реплики, педагог сопровождала наглядными примерами в виде фотографий, выведенных на экран и поддерживала разговор интонационно, ориентируясь на детей. В то же время зрители с удовольствием слушали, с любопытством рассматривали, приводимые в пример, экспонаты.

В заключение была предложена практическая часть – подготовка к празднику коренных народов Дальнего Востока. Детям предлагалось сделать красивую маску: было необходимо самостоятельно вырезать по трафарету силуэт священного животного медведя из цветной бумаги и закрепить маску верёвочкой так, чтобы ее без затруднений возможно было надеть на лицо. Дети и зрители остались довольны познавательной программой. У нас осталось много впечатлений от увиденных экспонатов.

По окончании мастер-класса, студенты поблагодарили Елену Владимировну за возможность познакомиться со спецификой музейной педагогики. В музее мы, кроме того, посетили текущие и постоянные выставки. Затем побывали в соседних культурных центрах – в Доме художника, где познакомились с выставкой «Художники – флоту», и в Приморской государственной картинной галерее на выставке «Croisée», приуроченной к Году театра и посвященной искусству балета в художественной фотографии и фарфоре.

В заключение хочется отметить, что опыт посещения будущими педагогами подобных проектов, особенно наблюдение за работой сотрудника музея, осмысление форм работы с детьми в нешкольном пространстве помогают нам освоить важные профессиональные компетенции (например, осознавать социальную значимость своей будущей профессии), формирует мотивацию к осуществлению педагогической деятельности, а также показывает способы решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся вне школьного класса.


Мария Канская, Юлия Перегоедова
гр. Б2219 ОП «Мировая художественная культура»