Пандемия не привела к ухудшению качества организации внеурочной деятельности школьников и дополнительного образования детей, утверждают студенты ДВФУ

19 марта 2021


К такому выводу пришли студенты ОП 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Мировая художественная культура», посетив МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Уссурийского городского округа 11 и 16 марта 2021 года.

Как организована внеурочная деятельность современных школьников в сфере нравственного и эстетического воспитания, какими видами художественного творчества занимаются дети и подростки в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования – эти вопросы исследовали студенты третьего и четвертого курсов. Консультировали студентов методист Центра детского творчества Наталья Анатольевна Левицкая и преподаватель Детской школы искусств Елена Олеговна Туркина.

Еще 4 марта в большом зале Центра открылась ежегодная выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Вернисаж талантов». Цель этого события – демонстрация творческих достижений обучающихся, привлечение внимания широкой общественности к вопросам организации досуга детей через развитие декоративно-прикладного и технического творчества в сети дополнительного образования, выявление и поддержка одаренных детей.

В этом году выставка приурочена 60-летней годовщине первого полета человека в космос. В конкурсе участвуют 31 школа, и это более 730 работ. Авторы работ – дети от 6 до 16 лет. Представлено как индивидуальное, так и коллективное творчество ребят. Из-за ограничительных санитарно-эпидемиологических мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19, действует рассредоточенное посещение выставки горожанами в соответствии с установленным организаторами графиком.

Как и всегда, отмечается большое разнообразие техник и стилистических решений поставленных задач. «Выставочные работы очень креативны и не похожи друг на друга: изображения Гагарина в разных техниках, скульптуры космонавта из фольги, в технике «папье-маше», 3D картины, макеты солнечной системы, выжигание… масляная живопись, вышивка крестиком,.. бисероплетение (деревья из бисера: традиционные русские березы, плакучие ивы и др.), куклы ручной работы в традиционных национальных нарядах, атрибуты музыкального искусства (традиционные балалайки), расписные керамические каргопольские игрушки (представлены звери, люди в русских костюмах, сюжеты из сказок и т.д.), роспись по дереву в технике «гжель», выжигание (изображение древнерусской избы и прочее)» (Перегоедова Ю., Б2419).

Студенты отмечают, что каждый экспонат несёт в себе частицу души, любовь и трепет, с которыми его изготавливали (Калупина Я., Калупина Э., Б2319): «Мы стали свидетелями посещения выставки младшеклассниками. Как только дети попали на выставку – разбрелись по залу и начали рассматривать и фотографировать изделия. Некоторым нравились работы, выполненные в технике биссероплетение, других привлекали аппликации ракет и планет, третьих – мягкие игрушки, а четвёртых – резьба по дереву. Учитель сопровождала детей различными вопросами: «Какая работа вам больше всего запомнилась?», «Как считаете, как долго плелось это деревце?». А также детям давались различные задания, например, среди всех работ найти те, которые выполнены в какой-либо заданной учителем технике..»

Студенты отмечают, что «выставка для участников – это и предъявление результатов творчества, и тревожное ожидание оценки, волнение и переживание при встрече с оригинальными идеями, это и обмен опытом. Для родителей – огромное событие в жизни их ребенка (возможно, дорога в светлое будущее). Соединение семьи посредством творчества. А для города – культурное событие, в котором обучающиеся объединяются в разных творческих направлениях» (Дробница К., Б2419). «Эта выставка очень нужна и важна как для самих детей, так и для взрослых. Каждый человек имеет хобби, но не часто выставляет свои работы на всеобщее обозрение. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества раскрепощает, позволяет сравнить свои работы с изделиями других людей, увидеть свои сильные и слабые стороны. А также очень важно, что широко проводимые сейчас выставки позволяют творческим детям найти себя, а творческим взрослым реализовать свой потенциал. Громадное значение для воспитания имеет совместная работа родителей и детей» (Еременко Е.).

Студенты четвертого курса, которые в этом году, в преддверии защит ВКР, сосредоточились на актуальных вопросах российского образования и современной культурной политики, подтвердили, что выставка декоративно-прикладного искусства школьников «Вернисаж талантов» имеет большое значение с точки зрения реализации государственной культурной политики РФ. Она стала традиционной в Уссурийском городском округе и, несомненно, является частью системы духовно-нравственного и патриотического воспитания юных горожан, демонстрирует внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, соответствует современным задачам молодежной и национальной политики в РФ (Самошенкова Е., Войтко А.) Можно выделить тематические группы работ, соответствующие стратегии государственной культурной политики в РФ: во-первых, знаковое эпохальное историческое событие «Первый полёт человека в космос»; во-вторых, всегда актуальная тема родной русской природы; в-третьих, отечественные культурные традиции, этнические образы, мотивы, вдохновленные традиционными художественными промыслами России.