Вклад общеобразовательных и профессиональных школ Приморья в Победу в Великой Отечественной войне

20 февраля 2020


В честь 75-летия Победы в Великой отечественной войне 2020 объявлен Годом Памяти и Славы в Российской Федерации.

Дальний Восток в годы Великой отечественной войны (ВОВ) являлся зоной стратегического сотрудничества между союзниками и важным форпостом военного сдерживания Японии. В настоящее время интерес российских ученых смещён к изучению роли тыла, всех сфер жизнедеятельности советского общества, в т.ч. к исследованию образовательного комплекса страны и ее регионов в годы войны.

Данная тема отражена в трудах отечественных исследователей В.Г.Макаренко, О.Б.Лынши, изданы многочисленные статьи в научных периодических изданиях. Так, Г.А.Ткачёва анализирует ситуацию на Дальнем Востоке в годы ВОВ, раскрывает роль региона в военные годы, исследует ряд социально-экономических проблем, в том числе и подготовки профессиональных кадров [12, С.16]. Особый интерес представляют труды И.В.Пчелы, Н.И.Березкиной, где представлены результаты деятельности школ Приморья в годы ВОВ. Н.И.Березкина в книге «Поклонимся и мертвым, и живым» пишет об учителях, ушедших на фронт и работающих в школах, вносивших вместе с детьми свой вклад в приближение Победы.

Несмотря на имеющиеся исследования данной темы, многие аспекты раскрыты недостаточно, необходимо более глубокое изучение роли школ в ВОВ. Поколение детей войны становится главным свидетелем и участником того героического времени, них не книжные знания о войне. Какая же роль образования в военные годы? Напрашивается общий вывод: победу народ одержал благодаря советскому учителю, советской школе, хотя это была война техники, моторов, самолётов. Если бы страна оставалась неграмотной, без специалистов, то не смогла бы одержать победу в этой войне: революционные преобразования перед войной - создание средней общеобразовательной системы, профобразования - были одним из главных условий в подготовке Победы, способствовало формированию подготовленных к службе, образованных воинов, способных осваивать военные специальности. К войне готовились, целое поколение выросло с идеей, что страну окружают враги, готовые напасть на первое в мире государство рабочих и крестьян. Поэтому создавались ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (1927-1948 гг.), кружки военной направленности: «Ворошиловский стрелок», военно-учебные пункты, автошколы, аэроклубы, планерно-парашютные станции. В довоенный период широко велось военно-патриотическое воспитание.

Начало войны повлияло на систему образования, на деятельность советской школы. С уходом на фронт выпускников и учителей привело к уменьшению числа средних школ. В Приморском крае в 1940–1941 учебном году их было 89, а в 1945–1946 – 64, на 48 тыс. уменьшился контингент учащихся. В 1940 г. в 8–10 классах обучалось 7104 юношей и девушек, в 1941 г. –5004, в 1942 г. – 3976, в 1944 г. –4524, в 1945 г. –3922.[1, с.135-136]. В первые месяцы войны из 4,5 тысяч учителей 1746 ушли на фронт [1, с. 7;10; 30]. Учащиеся и студенты направлялись в военные училища, на заводы, фабрики и колхозы. Около 5 тысяч подростков получили рабочие специальности в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) [8].

Перед работниками просвещения стояли первостепенные задачи по организации постоянной работы школ, всеобщего и качественного обучения детей, проведения учебной, воспитательной работы, развития у учащихся чувства долга и патриотизма. Необходимо было развернуть общественно- практическую работу и производительный труд в помощь обороне страны.

Остро стал вопрос о проблеме школьных кадров, способных прийти на смену ушедшим на фронт педагогам. В кратчайшие сроки надо было укомплектовать педагогический состав, способный проводить обучение и всестороннее воспитание учеников. В решение данной проблемы свой вклад внёс Институт усовершенствования учителей, проводивший переподготовку и повышение квалификации учителей и директоров для неполных средних и средних школ, внедрение и распространение опыта лучших педагогов края. Выходит методический сборник «О работе школ Приморского края в дни Великой Отечественной войны», в котором даны учителям рекомендации по преподаванию школьных предметов в военное время. Большое практическое значение они имели для молодых учительниц, вчерашних выпускниц школ, которые закончили только месячные курсы во Владивостокском и Спасском педучилищах.

В образовательных учреждениях региона резко сократилось количество обучающихся. Дети по разным причинам не ходили в школу: заменяли старших на производстве, сельскохозяйственных работах и просто за отсутствием одежды и обуви. Такое тяжёлое положение было во всех образовательных заведениях региона.

Несмотря на трудности, нехватку продуктов питания, одежды, обуви, плохое материально-техническое обеспечение (отсутствие учебных материалов, отопления, воды, ремонта школ, спортивных сооружений), на тяготы повседневной жизни, учителя работали над повышением успеваемости, дисциплины, которые резко снизились. Составлялись новые учебные планы, велась внеклассная работа, введён всеобуч для всех обучающихся. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». В нём подчёркивалась необходимость обязательной сдачи выпускных экзаменов для учащихся, оканчивающих семилетнюю и среднюю школу, поощрения отличников в виде награждения золотыми и серебряными медалями. Принятие постановления требовало повышения ответственности учителей и учащихся за качество знаний [5,с405] . В школах шла борьба за высокий процент успеваемости. В годы войны итоговая аттестация и переводные экзамены считалась своеобразным отчетом школ перед Родиной, выявляли успехи и недостатки каждой школы и каждого педагога [9, с.106].



Приморье не являлось зоной боевых действий, но географическое положение определяло его роль как в политическом, так и в экономическом отношении. Вероятность нападения Японии на СССР была реальной. Такая обстановка влияла на жизнь края, нужно было не только трудиться в помощь фронту, но и быть готовыми к отпору вторжения японских войск. Создавались отряды местной противовоздушной обороны (МПВО), группы самозащиты, истребительные отряды, пожарные, санитарные дружины и посты, проводилось всеобщее обучение населения военному делу.

Это стало одной из приоритетных задач учебного процесса в 1941–1945 гг. Школьники уходили на ускоренные курсы военных учебных заведений, потом на фронт. Военная подготовка в школах с помощью военных была хорошо организована, обеспечивалась военным имуществом [9, с.104]. В 1943-1945 гг. в Чернышевской школе существовали оборонные кружки «ГТО», «ГСО», «ПВХО», стрелковый («Ворошиловский стрелок»), истребителей танков. В итоге по физкультуре, военному делу у учащихся не было плохих оценок [10, С.104]. По программам кружков готовились телефонистки, радистки, специалисты других военных специальностей, учащиеся изучали устройство стрелкового оружия, противогаза, способы действий при бомбардировках. В годы войны в каждой школе была развёрнута военно-спортивная (для мальчиков) и военно-санитарная (для девочек) подготовка, [3, с. 2]. Таким образом, разнообразные формы школьного военного и патриотического воспитания молодёжи готовило её в дальнейшем к службе РККА.



На плечи учителей и школьников легла помощь различным предприятиям и колхозам края в форме мобилизации и привлечения к работе учеников 3 - I0-х классов. Л. А. Пинчук вспоминает, что кроме учёбы школьники убирали хлеб, собирали картофель, помогали семьям, отцы которых ушли на фронт: пилили дрова, возили уголь, ухаживали за малышами. В школе преподавали помимо основных предметов уроки сельского хозяйства и военного дела. У ребят был лозунг: «Не пищать!»

В с. Раздольном школьники полдня учились, полдня работали на пришкольных участках и колхозных полях. Выполняли тяжёлую работу на погрузке песка в вагоны, на производстве кирпича на заводе. В первый год войны девятиклассники школы №2 полным составом уехали в г. Хабаровск обучаться на радиокурсах. В 1942 году выпуска 10-х классов вообще не было [4].

Несмотря на тяжёлое материальное положение, физическое и психологическое напряжение, помощь фронту была одной из приоритетных задач всех образовательных учреждений Приморского края.

В условиях военного времени необходимо было перестраивать и менять все компоненты государственных трудовых резервов. Существенно возросла техническая подготовка рабочих, сокращены сроки обучения в школах ФЗО до 4–5 месяцев, в училищах – до одного года. Самой известной в крае была бригада Ивана Калюжного (Дальзавод), состоявшая из подростков 15 – 16 лет, выпускников ремесленного училища. В стране численность обученных на производстве, в т.ч. в бригадах, составила 11,3 млн. человек. Более 9,2 млн. чел. повысили квалификацию [6] . Михаил Нехаенко ученик школы №2 г. Владивостока пишет: «ввиду тяжелого положения на фронте два класса мальчишек и девчонок отправили в ФЗО, в поселок Семеновка (ныне г. Арсеньев). Отучившись 4 месяца, я вернулся во Владивосток на судоремонтный завод № 2. Днем работал токарем, а вечером инструктор из военкомата по 3-4 часа обучал нас военному делу» [2].

Связисты – студенты ремесленного училища №5 г. Владивостока организовали сбор средств бойцам Красной армии. Юноши училища два раза в неделю изучали военное дело, а девушки – санитарное. Молодёжь активно переводила деньги, заработанные на воскресниках [11].

В Приморье действовало железнодорожное училище, два ремесленных и двенадцать школ ФЗО. Юг Приморья называли «Дальневосточной кочегаркой», особенно высоко ценились угли Сучанского (ныне г. Партизанск) рудника, как важнейшее стратегическое сырьё для Тихоокеанского флота и промышленности региона. В 1944 г. открылась школа ФЗО №5, готовившая востребованные профессии: кочегаров, крепильщиков, проходчиков, станочников, плотников, откатчиков, навальщиков.

Большой вклад в подготовку специалистов для фронта внесли различные военные школы г. Владивостока. На станции Седанка работала секретная школа парашютисток-радисток, где учились девушки 16-19 лет. Было подготовлено около 150 чел., в августе 1945 г. они участвовали в боях за освобождение Китая. Мореходная школа, в которой учились выпускники школ, беспризорники и дети–сироты, готовила специалистов для флота. Управление Народного комиссариата внутренних дел в школе снайперов вело подготовку разведчиков, подрывников, парашютистов, снайперов из числа бывших выпускников школ, училищ, вузов. Пехотная школа (на Партизанском проспекте) готовила командиров и разведчиков. Из 37 выпускников семь стали Героями Советского Союза, среди них два генерала армии и пять командиров полков.

На фронтах сражались 1746 приморских учителей и тысячи учеников. Тысячи школьников трудились на заводах и на колхозных полях. В 1946 г. 2325 работников просвещения и 32 ученика были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Таким образом, общеобразовательные и профессиональные школы Приморского края, несмотря на социально-экономические, материальные трудности военных лет, не только продолжали свою деятельность, но и развивались. Открывались новые учебные заведения, курсы по подготовке специалистов, востребованных в данный период времени. Учителя и ученики, благодаря патриотизму, самоотверженному труду внесли огромный вклад в дело победы над фашисткой Германией и империалистической Японией.

На наш взгляд, в настоящее время необходимо проводить систематическую историко-краеведческую работу, более глубоко изучать историю и опыт деятельности образовательного комплекса региона за счет привлечения новых источников (например, обратить внимание на исследование истории школ коренных народов края), приобщать подрастающее поколение к истории своей малой Родины, воспитывать и развивать чувства патриотизма и долга в нашем поликультурном обществе.


М.Н. Ермак


Литература и источники:

  1. Березкина Н.И. Поклонимся и мёртвым, и живым. Владивосток: Изд-во «Уссури», 1998, 152с.
  2. Булычев, Алексей Петрович, Меринов, Юрий Николаевич. В бой против фашистов – на своих танках: документальная повесть о танковой колонне "Приморский комсомолец". Владивосток: Русский остров. 2004. 170 с.
  3. Клейменов А. Стрелковые соревнования // Ленинский путь (Анучино). 1943.15 октября. 24, С. 2.
  4. Книга приказов школы.1940-1945гг. // Текущий архив МОУ СОШ №2 с. Раздольное.
  5. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед.ин-тов / Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. М.: Просвещение. 1982г. 447с.
  6. Педагогическая копилка // Учебно-методический кабинет. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/.
  7. Полвека на страже закона / Т. Вологодская // Уссурийские новости. 2015. 30 янв. С.7.
  8. Приморский край // Региональный портал. URL: http://www.fegi.ru/primorye/history/war/index.htm.
  9. Пчела И.В. Школа далекой окраины. История Чернышевской школы. 1909 - 1956 гг.Уссурийск: Изд-во ДВФУ (филиал в г. Уссурийске), 2012 г. 252с.
  10. Светлов Г. Накануне проверки военных знаний // Ленинский путь (Анучино). 16 мая. 31, С. 2.
  11. Связисты Приморья в годы ВОВ: музыка на радиоволнах, премирование тужуркой и война в эфире // Официальный сайт Примамедиа URL: http://primamedia.ru/news/society/20.10.2015/433513/svyazisti-primorya-v-godi-vov-muzika-na-radiovolnah-premirovanie-tuzhurkoy-i-voy.html
  12. Ткачёва Г.А Дальний Восток СССР в годы Великой Отечественной войны: историографический аспект // Россия и АТР.2010. №4. С.15-26.