Тематическое заседание научного студенческого кружка «Мир глазами географа»

13 апреля 2021


9 апреля 2021 года состоялось заседание научного кружка студентов-географов, посвященное 140-летию со дня рождения доктора географических наук, профессора Николая Николаевича Баранского. В нем приняли участие географы-третьекурсники, студенты 2 курса ОП «История-География» и старшеклассники МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова села Михайловка.

Н.Н. Баранский стоял у истоков отечественной экономической географии, став одним из ее основоположников. Создав собственную – районную – научную школу, Николай Николаевич воспитал целую плеяду талантливых эконом-географов, которые достойно продолжили его дело. Это о нем американский историк географии Престон Джеймс написал «…для развития географии в Советском Союзе он был самым подходящим человеком именно в этой стране и именно в это время».

Теоретический багаж современных эконом-географов – это то, что над чем трудился всю свою долгую жизнь профессор Баранский. Разработанные им теории – экономического районирования, экономико-географического положения, территориального разделения труда, созданные в период бурного социалистического строительства, до сих пор не утратили своей актуальности. «Классикой» науки являются определения сложнейших понятий, данные в свое время именно Баранским – экономический район, территориальная структура хозяйства, природно-ресурсный потенциал и других. «По Баранскому» продолжают учиться все новые и новые поколения географов, постигая тайны сложной и не всегда понятной науки – экономической и социальной географии.

Памяти этого выдающегося ученого и было посвящено заседание научного кружка.

Его открыла студентка второго курса ОП «История-География» Улина Эмилия, которая вкратце охарактеризовала основные этапы жизненного пути и научно-педагогической деятельности ученого.

Эстафету приняла ученица 10А класса МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова села Михайловка Ерпулёва Полина, которая представила собственный анализ творчества Н.Н. Баранского – каким его видит современный школьник. На удивление уверенно и достойно выступила десятиклассница в незнакомой для себя аудитории. Впрочем, у нее была хорошая группа поддержки в лице одноклассниц Матвеевой Анастасии и Луханиной Яны. Да и помощь опытного наставника – учителя географии высшей квалификационной категории Константина Сергеевича Квиташа – чувствовалась во всем – от оформления презентации до содержания доклада и ответов на вопросы.

Второкурсница Деревцова Елена представила на суд зрителей оригинальный доклад историка о географе, акцентировав внимание на малоизвестных фактах биографии Баранского – его активной революционной, а потом и партийной деятельности, остром идеологическом противоборстве научных школ Баранского и Дэна, потерях отечественной науки в годы сталинских репрессий, трагической судьбе многих коллег ученого, который, несмотря ни на что, сумел отстоять свои позиции и сохранить научную школу.

О последней более подробно рассказала студентка 3 курса Кузнецова Анна. Охарактеризовав научное наследие Н.Н. Баранского, Анна уделила особое внимание людям – ученикам, последователям Баранского – которые продолжали развивать идеи своего учителя, обновляя и обогащая их с учетом веяний времени.

Как известно, Н.Н. Баранский был активным почитателем и сторонником картографического метода исследования. Работе с картой он уделял особое внимание. Известные нам со школьных времен выражения «Карта – второй язык географии», «Карта – альфа и омега географического исследования» – принадлежат его перу. Ученый много трудился в области экономической картографии, создав универсальные экономические карты на синтетической основе. Сегодня их можно найти в любом атласе. Об этом рассказала аудитории Алексеева Алена, студентка третьего курса.

Баранский много сделал не только для «большой» науки. Никогда не забывал этот именитый ученый о скромных тружениках советской школы – учителях географии. Анализ методического наследия Н.Н. Баранского стал темой выступления студентки Екимовой Ирины (группа Б2303). От нее все присутствовавшие узнали, что «настольное пособие» учителя – журнал «География в школе» – увидело свет благодаря инициативе Николая Николаевича. Он же в течение длительного времени был главным редактором журнала и автором многочисленных статей. На сайте РГО, в архиве библиотеки, Ирине удалось найти и изучить содержание первых номеров журнала, опубликованных еще при Баранском. Это издания 1934 (!) года.

В заключительной части заседания необычное, интересное сообщение сделала Кристина Романова (группа Б2303). Она собрала отзывы известнейших учеников знаменитого ученого и сделала подборку высказываний о нем. В них раскрылись человеческие качества Баранского, широта его души, щедрость и готовность прийти на помощь любому, кто в ней нуждался. Кристина нашла следы потомков Баранского, в частности, рассказала о трагической судьбе его старшего сына и его супруги.

Так, в выступлениях студентов и школьников сформировался цельный образ интересного человека, неутомимого труженика, пламенного борца за идею, талантливого ученого, труды которого обогатили отечественную науку.

Руководитель научного кружка благодарит за работу всех студентов, принявших участие в тематическом заседании. Отдельная благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество нашим коллегам, работающим в МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка – директору Валентине Николаевне Петуховой и учителям географии Константину Сергеевичу Квиташу, Наталье Евгеньевне Дейнега. Ну и конечно – спасибо старшеклассникам вышеупомянутой школы за участие в работе нашего заседания – Ерпулёвой Полине, Матвеевой Анастасии и Луханиной Яне. Будем рады видеть ребят на наших будущих встречах.


М.А. Воронина,
доцент кафедры естественнонаучного образования,
руководитель кружка «Мир глазами географа»

Фото автора