Научно-исследовательская деятельность

О направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности

Научная деятельность, осуществляемая в филиале ДВФУ в г. Уссурийске (Школе педагогики) (далее – Школа педагогики, ШП), осуществляется через:

  • выполнение научно-исследовательских работ;
  • научно-исследовательскую работу студентов и молодых ученых;
  • проведение конференций;
  • создание и поддержание необходимой инфраструктуры и материально-технической базы, обеспечивающих качественный научно-образовательный процесс в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
  • выполнение НИР ведется по основным научным направлениям, которые прошли становление на основе многолетних научных исследований и разработок в различных учреждениях региона России и зарубежья.

Таблица 1. Основные научные направления филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики)

Наименование направления Руководитель
Филологические науки Гурьян Наталья Викторовна, кандидат филологических наук
Общая педагогика, история педагогики и образования Шурухина Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор
Исторические науки Лихарев Дмитрий Витальевич, доктор исторических наук, профессор
Экономические науки Губарьков Сергей Викторович, доктор экономических наук, профессор
Биологические науки Глущенко Юрий Николаевич, кандидат биологических наук, профессор

Активно развиваются научные исследования под руководством профессоров Гончарова В.И. «Психофизиология двигательных действий», Коршуновой Н.Л. «Методология педагогики», Гавриловой Т.А. «Психология аутомортальной тревожности в онтогенезе» и другие.

Финансирование научных исследований в Школе педагогики осуществляется из различных источников: из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, по российским грантам, из собственных средств вуза.

Общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности за 2018 г., составил 500 тысяч рублей.

В 2018 году научно-педагогическими работниками Школы педагогики было выпущено 357 единиц научной и учебной продукции (таблица 2).


Таблица 2

Кафедра Монографии Учебные пособия Учебно-методические пособия Сборники научных трудов Научные статьи Материалы конференций Другие публикации
Математики, физики и методики преподавания   2     8 7 2
Информатики, информационных технологий и методики обучения   2   1 18 16 3
Естественнонаучного образования   6   1 17 11 2
Философии и социально-гуманитарного образования       2 11 1 2
Исторического образования 2       5 18 6
Педагогики 1   2 1 6 37 6
Психологии образования         6 7 3
Теории, методики и практики физической культуры и спорта         6 8  
Географии, экологии и охраны здоровья детей 1 2 2   10 13 2
Русского языка, литературы и методики преподавания 1   3   15 3 19
Образования в области романо-германских языков   2     11 13 6
Образования в области восточных языков и востоковедения         8 6 1
Экономики     1   5 4 3
Итого 5 14 8 5 126 144 55

Особое внимание было обращено на публикации в изданиях, индексируемых в базе Scopus и Web of Science.

В 2018 году сотрудниками ШП было опубликовано 16 статей в указанных базах (Таблица 3). Из них в научных изданиях Scopus опубликовано 8 статей, преимущественно статьи опубликованы в журналах третьего квартиля. В научных изданиях WoS (без дублирований) опубликовано 8 статей, из них 5 в журналах рецензируемых WoS, в сборниках конференций, рецензируемых WOS, опубликовано 3 статьи.


Таблица 3

Кафедра Scopus Web of Science
Математики, физики и методики преподавания 1  
Информатики, информационных технологий и методики обучения 1  
Естественнонаучного образования 2  
Философии и социально-гуманитарного образования   0,5
Исторического образования    
Педагогики 1 2
Психологии образования   3,5
Теории, методики и практики физической культуры и спорта    
Географии, экологии и охраны здоровья детей 1 2
Русского языка, литературы и методики преподавания 1  
Образования в области романо-германских языков    
Образования в области восточных языков и востоковедения    
Экономики 1  
Итого 8 8

По итогам 2018 года, девяти сотрудникам Школы педагогики была назначена стимулирующая выплата в связи с достижениями высоких результатов в части публикационной активности и качества научных публикаций за 2018 год, на общую сумму 500 000 рублей.

Значимыми событиями в жизни школы в 2018 году стали международные, всероссийские и региональные научно-методические и научно-практические конференции и научные мероприятия. На базе ДВФУ за отчетный период было проведено 12 мероприятий, из них 3 всероссийских и 9 региональных. В таблице 4, отражено количество мероприятий и количество их участников за 2018 г.


Таблица 4

Вид мероприятия Мероприятия, проводимые в 2018 г.
Кол-во Число участников
Международные и всероссийские конференции 3 113
Региональные конференции 9 392

В 2018 году преподаватели филиала ДВФУ в г. Уссурийске выступили с 61 докладами в научных конференциях вне Школы педагогики (таблица 5), что примерно в 2,5 раза меньше чем в 2017 году.


Таблица 5

Вид мероприятия 2017 г. 2018 г.
Доклады, представленные на международных форумах за рубежом 8 0
Доклады, представленные на международных форумах в России 55 21
Доклады, представленные на научных мероприятиях всероссийского и регионального уровней 100 40
Итого 163 61

В рамках программы ДВФУ “Viziting professors”, были организованы визиты в ШП ведущих мировых и российских экспертов с лекциями, семинарами и мастер-классами.

В 2018 г. на грантовые конкурсы было подано 11 заявок. Распределение количества заявок по фондам представлено в таблице 6. Наибольшее количество подаваемых заявок традиционно приходится на Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

За отчетный период в конкурсе РФФИ приняло участие 9 проектов в конкурсе фундаментальных научных исследований.

Следует отметить, что, в 2018 году, сумма запрашиваемого финансирования снизилась на 74,7% по сравнению с предыдущим годом.

В 2018 году была одобрена одна заявка на сумму 500 тыс. руб. – грант РФФИ на два года получил Кравчук А.И., старший преподаватель кафедры образования в области восточных языков и востоковедения. В 2017 году одобренных грантовых заявок не было.


Таблица 6. Фонды: количество и сумма поданных заявок

Название конкурса Заявки, поданные в 2017 г. Заявки, поданные в 2018 г.
Кол-во заявок Сумма поданных заявок (руб.) Кол-во заявок Сумма поданных заявок (руб.)
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) 14 9 600 000 11 4 925 000
Научный фонд ДВФУ 0 0 0 0
Российский научный фонд (РНФ) 2 9 893 900 0 0
Грант Президента РФ для гос. поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук 0 0 0 0
Грант Президента РФ для гос. поддержки ведущих научных школ 0 0 0 0
Итого 16 19 493 900 11 4 925 000

В течение 2018 года научно-исследовательская работа со студентами осуществлялась как в рамках учебного процесса в виде руководства подготовкой выпускных квалификационных, курсовых и иных видов работ, так и в рамках внеучебной деятельности в виде подготовки студентов к участию в конференциях, конкурсах, олимпиадах и иных научных мероприятиях; руководства научными кружками, клубами и иными формами организации при кафедрах; проведения научно-методических семинаров; привлечения студентов к участию в профориентационных мероприятиях.

Результатом НИРС стали выступления студентов ШП с докладами на конференциях и научные публикации, подготовленные самостоятельно или в соавторстве с научными руководителями. Так, за 2018 год студентами Школы педагогики было подготовлено – 168 научных публикаций (в 2017 г. – 198) (таблица 7). Количество студенческих докладов на конференциях - 290, из них на международных конференциях – 12 доклад; на всероссийских – 18; на региональных – 260.


Таблица 7. Доклады на конференциях и научные публикации студентов на кафедрах

Доклады на конференциях
Международные Всероссийские Региональные Всего
12 18 260 290
Научные публикации
Из них в зарубежных изданиях Без соавторов Всего
1 97 168

Студенты Школы педагогики выступили активными участниками стипендиальных программ. В 2018 году 74 студента Школы педагогики стали именными стипендиатами шести фондов (за 2017 год - 76 студентов) (таблица 8).


Таблица 8. Число студентов, получавших стипендии в 2018 г.

Стипендия Число студентов Число студентов, получивших стипендию повторно
Стипендия губернатора Приморского края 5 0
Повышенная государственная академическая стипендия за достижения в научно-исследовательской деятельности 29 6
Оксфордский российский научный фонд 19 4
Всего 53 10

Наибольшее количество стипендий получено студентами из научного фонда ДВФУ – 29. Шесть студентов получили стипендии повторно.

В 2018 году было поддержано 18 заявок по научному направлению на тревел-гранты ДВФУ (в 2017 г. – 26 заявок).

В 2018 учебном году структурными подразделениями Школы педагогики ДВФУ были организованы и проведены различные мероприятия научной направленности (круглые столы, конференции) всероссийского и регионального уровней. Наиболее значимыми из них были следующие:

  • Студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук» - участниками стали 260 студента и аспиранта ШП (организатор: научно-организационный отдел, кафедры ШП);
  • VI Международная научно-методическая конференция «Филологические открытия», подготовили доклады 7 студентов;
  • Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Дни науки», г. Уссурийск, 16 апреля – 11 мая 2018 г., Россия – участвовали 6 студентов
  • XII Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы», приняли участие 20 студентов.

12 студентов ШП стали победителями и призерами конкурсов в 2018 г.:

  • Медаль Российской академии наук с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России по итогам конкурса 2017 года (представление Комиссии РАН по работе с молодежью) в области мировой экономики и международных отношений за выпускную квалификационную работу «Российско-американские отношения в дискурсе российской и американской прессы 2009-2016 гг.» - 1
  • Диплом лауреата заочного тура. Национальное достояние России. 12 Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи – 2
  • Лучшие выступления на международных научных конгрессах – 8
  • Международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение». Россия - 1

Как следует из вышеприведённого отчёта, в 2018 году произошло снижение по основным показателям НИР (по сравнению с 2017 годом), что с одной стороны обусловлено реструктуризацией ШП, а с другой недостаточной активностью большинства ППС и отсутствием системных мер по их вовлечению в НИР. Требуются комплексные действия по исправлению данной ситуации.


Таблица 9. Динамика основных показателей по НИР за 2015-2018 гг.

Показатель 2015 2016 2017 2018
Научные публикации на 100 НПР, в т.ч.        
в журналах, индексируемых в РИНЦ, шт. 37,46 46,54 51,57 33,14
в журналах, индексируемых в базах данных Scopus и WoS, шт. 4,61 10,74 9,76 6,04
Грантовые заявки подано / одобрено 62 / 3 55 / 1 16 / 0 11 / 1

Научные связи с другими вузами

Развиваются научные связи с другими вузами и организациями, в том числе и международные контакты. Филиал ДВФУ продолжает поддерживать рабочие научные связи с рядом вузов и НИИ России и стран СНГ, в частности с РГПУ им. А.И.Герцена, МПГУ, МГУ, НИУ ВШЭ и др. Преподаватели принимают участие в конференциях, семинарах, конкурсах, проводимых более чем в ста вузах России, участвовали в рецензировании и оппонировании диссертаций.

Способствовали развитию межвузовских связей реализация программы “Viziting-professor”, осуществляемой в рамках ППКС ДВФУ, по которой в Школе выступили с лекциями и семинарами ряд представителей центральных вузов.

Заключен договор с Академией педагогики Сямэньского университета (Китай) по вопросам создания инновационной площадки и осуществлению научного исследования вопросов индивидуализации высшего педагогического образования в России и Китае, Кенгбукским университетом (Южная Корея) предусматривающий изучение использования интерактивных методов в обучении.