Тревожный год, или Телефон доверия ДВФУ в период самоизоляции

3 июля 2020

Одних пугает неотвратимая близость экзаменов: слово «сессия» звучит как приговор, а от взгляда на календарь хочется упасть в обморок и не пробуждаться до самых каникул. Других страшит нехватка общения или мучают сокровенные переживания. Для того, чтобы помочь студентам справиться с тревогой, в ДВФУ работает телефон доверия. 


Ульяна Легкая, ответственная за линию, рассказала, каким выдался этот год.
– С какими обычно проблемами звонят по телефону доверия? Личными или учебного характера?
– Во время учебы студенты чаще звонят по личным вопросам, не касающимся университета. А с вопросами учебного характера обращаются в основном во время сессии или в периоды поступления и адаптации к вузу. Особенно студентов в такие моменты волнуют отношения с преподавателями, возможность отчисления и отношение с группой. 

 
– Как телефон доверия решает эти проблемы?
– Все зависит от ситуации и тип необходимой помощи. Со студентами работают высококвалифицированные психологи. После установления вида проблемы мы выясняем, что в силах сделать сам обратившийся, какие меры он уже принял и какая помощь может быть оказана ему в рамках общения с нами. В зависимости от проблемы может быть дана информационная или эмоциональная поддержка. Основная помощь осуществляется через коммуникацию, направленную на понимание звонящего человека и его поддержку. В случае личных трудностей или невозможности телефонного консультирования, а также желания обратившегося, мы можем провести очную встречу. Однако в период пандемии эта практика была переведена в дистанционный режим видео-консультаций. 


– Возросло ли количество звонков по телефону доверия во время самоизоляции?
– Во время самоизоляции количество обращений возросло не сильно, но увеличилось количество обращений от студентов-иностранцев. 


– Какие вопросы были актуальны для студентов во время самоизоляции? Были ли обращения на тему семейных проблем? Возникали ли переживания из-за удаленной учебы?
– В этот период студентов действительно стали волновать проблемы эмоционального состояния в связи с ощущением нестабильности ситуации. Кто-то переживал за родных и близких, кто-то звонил нам из-за нехватки общения. Переживания по поводу удаленной учебы возникали у студентов скорее с технической точки зрения и из-за субъективного повышения нагрузки, а также из-за невозможности вести привычный образ жизни. 


– Были ли какие-то особенно запомнившиеся случаи?
– Особенно заполнилось общение с иностранным студентом. Он переживал по поводу близких у себя на родине и устал от кажущегося бездействия. Мы провели с ним беседу по поводу имеющихся у него способов справляться со стрессом и порекомендовали специальные техники. 


– Каким выдался этот год: таким же, как и остальные, или более тяжелым из-за пандемии?
– Этот год выдался более тревожным в связи с нестабильной обстановкой для всех нас. С одной стороны, это переход на другой вид работы, даже если многие студенты уже сталкивались с онлайн-образованием, а с другой – пугающая неизвестность завтрашнего дня и беспомощность перед сложившимися обстоятельствами. Все это становится тяжелым испытанием для любой психики, так как человек переживает разрушение образа мира, сомневается в его стабильности, при этом стоит перед необходимостью адаптации к новой обстановке. Кто-то быстро переживает такие изменения, а для кого-то это становится переломным моментом или переходной точкой для становления другой личностью.

Текст: Анастасия Клещик
Редактор: София Карнаухова