Экскурсия для студентов департамента психологии и образования в специальную (коррекционную) школу

12 мая 2022

Студенты 1 курса направления "Специальное (дефектологическое) образование" под руководством доцента департамента психологии и образования – Македонской О. А. в рамках учебной дисциплины “Организация специального и инклюзивного образования” посетили Владивостокскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу №2 в формате образовательной экскурсии.

Сведения об организации

Школа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья. Корниенко Елена Анатольевна – директор школы, рассказала студентам-дефектологам о том, что в школе обучается около 150 детей. 48-50% детей, обучающихся в образовательном учреждении, наряду с интеллектуальной недостаточностью, имеют расстройства аутистического спектра. Остальные ребята с интеллектуальной недостаточностью в умеренной или тяжелой формах. Обучение доступно детям в возрасте от 8 лет до 21 года. С недавнего времени в учреждении укомплектован десятый класс, где обучаются дети с синдромом Дауна, нарушением интеллекта и аутизмом.

Отличительной чертой специальной школы является наличие ресурсной зоны. Ее назначение заключается в оказании дополнительной психолого-педагогической помощи детям, нуждающимся в поддержке. Когда ребенок готов к освоению адаптированной основной образовательной программы, его переводят в регулярный класс в сопровождении тьютора. Педагоги во главе с директором школы систематически повышают свою квалификацию в области специального и инклюзивного образования в Москве и Пскове, где имеют возможность перенять передовой опыт коллег. Педагоги школы Коровина Ксения Михайловна и Гарипова Дея Ринатовна – выпускницы Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ.

Пребывание особенного ребенка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе не гарантирует, что все навыки детьми будут усвоены. Однако создание таких специальных условий, как ресурсная зона, адаптированная программа, помощь тьютора и взаимодействие с семьей помогают ребенку быть более успешным в освоении школьной программы и способствуют лучшей социализации.

Особенности обучения в коррекционной школе

Экскурсия началась с посещения 10 класса специальной школы. Ресурсная зона состояла из двух оборудованных помещений: в первой комнате находились столы с очень высокими, закрывающими обучающегося стенками, внутри рабочего места имелись полочки для дидактического и наглядного материала. На главной стене  класса  висела учебная доска, на которой размещалось визуальное расписание, фотографии учителей и детей, название учебных предметов. Ребятам необходимо в начале дня выстроить свой план занятий, большую часть которых занимает труд.

Как позже рассказал директор студентам, основное время обучения детей данной категории занимает формирование социально-бытовых навыков: уход за собой, умение совершать покупки, приготовление еды, стирка белья, выращивание растений в теплице и т.п.). Огромную роль играет и формирование навыков коммуникации, которые смогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни.

Ребят обучают лепке, рисованию, валянию из шерсти, в процессе этих занятий они могут раскрыть свой творческий потенциал, расширить представления о разных материалах, познакомиться с различными видами деятельности.

Образовательная экскурсия оказалась очень познавательной и интересной, студенты узнали как можно адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, научив их элементарным бытовым навыкам, общению и взаимодействию с людьми.

Материал подготовлен: Бучменюк Елизаветой и Малыгиной Александрой, студенты 1 курса направления "Специальное (дефектологическое) образование"