Отсутствие студентов в учебных корпусах ни на минуту не остановило жизнь внутри Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ. Дирекция и сотрудники административной части каждый день контролируют ход дистанционного обучения и уже сейчас планируют образовательный процесс на два года вперед! Директор школы Феликс Ажимов рассказал, как школа перестраивалась на дистанционный формат работы и какие изменения ждут студентов в новом 2020-2021 учебном году.
***
Феликс Евгеньевич, что происходит в учебном корпусе в отсутствие студентов? Приходится ли кому-то из сотрудников посещать место работы в период самоизоляции?
– Наша школа – это живой организм, и остановить его функционирование довольно сложно. Мы продолжили работать в дистанционном формате, конечно же, соблюдая все указы Президента РФ, федерального министра науки и высшего образования и приказы ректора ДВФУ. Часть сотрудников, которые по тем или иным причинам могут находиться на своем рабочем месте, посещает свои рабочие места во время самоизоляции. Как правило, сотрудник находится один в кабинете, а иногда – на целом этаже. Кроме того, каждые два часа проводится обязательное проветривание помещений. Все очные встречи, например, планерки и заседания ученого совета, проводятся на онлайн-платформах – в частности на Microsoft Teams.
Быстро ли школа перестроилась на «карантинный» режим? С какими проблемами пришлось столкнуться?
– Мы перестроились быстро, как и весь университет. Среди недели было оглашено, что занятия будут онлайн, и уже со следующей, после небольших каникул, мы начали занятия посредством Microsoft Teams. У меня самого в понедельник первые две пары, так что я был одним из первых, кому удалось протестировать новую систему. Явка была стопроцентная. И это не потому, что занятие ведет директор, а потому что уже не отвертишься от «колокольчика», который оповещает о начале собрания в программе. Спрятаться от дистанционного занятия сложнее, чем, извините, прогулять очную лекцию.
Проблемы одинаковые у всех. Во-первых, это психологический момент. Ты работаешь, не видя студентов, не «чувствуя их кожей». Это не минус, а другой формат, но в нынешней ситуации такой способ взаимодействия оказался очень удобным и полезным. В нашей школе последние два года внедряются онлайн-курсы, поэтому такой опыт уже был и у студентов, и у наших сотрудников, которые сопровождали ранее указанные курсы. Университет – это консервативная среда, поэтому мы давно начали осторожное движение к тому, чтобы найти баланс между очным и онлайн обучением. Пандемия просто стала катализатором.
Во-вторых, в связи с переходом на онлайн, некоторые студенты и преподаватели переживали, что не включится техника или будет мешать сосед по комнате. Мы получили 64 обращения от студентов, и сами бы никогда не решили каждый вопрос, если бы не взаимодействие с нашим Студсоветом. Мы сели на телефоны вместе, каждого обзвонили, обошли в общежитиях и все напряжение постарались снять.
Выявило ли дистанционное обучение какие-то недоработки в учебном процессе? Как повлияло на сотрудников административной части?
– Сейчас, общаясь с преподавателями по итогам их работы в онлайн, хочу отметить, что многие открыли для себя новые стороны взаимодействия со студентами. Пришлось осваивать иные форматы контроля знаний с помощью Microsoft Forms или тестов. И теперь это делает и студентов, и преподавателей более честными в учебном процессе. Здесь все становится прозрачным, преподаватель должен быть в высшей степени осторожен и аккуратен в общении со студентами и не может допустить какие-либо ошибки.
В будущем мы улучшим нашу учебно-методическую часть. Уже сейчас наша школьная методическая комиссия подготовила новую методичку по письменным работам студентов. Теперь у всех департаментов будут единые требования к оформлению дипломных, курсовых и контрольных работ. И эта модификация пойдет на пользу студентам. Также мы будем разрабатывать новый формат работы, о котором заявил президент: теперь студент сможет спустя два года обучения сменить программу подготовки. Студент должен иметь возможность легко из одной школы перейти в другую, из одного департамента в другой.
За время дистанционного обучения прибавилось дел у отдела воспитательной работы. Если раньше они взаимодействовали со студентами только во внеучебное время, то теперь общение происходит круглые сутки. Это позволяет нам открыть новые грани в нашем взаимодействии со студентами.
Уже сейчас в школе начались онлайн-предзащиты, скоро пройдут ГОСы. Готова ли ШИГН принять студентов, у которых нет возможности сдавать экзамены из дома?
– Конечно. Мы готовы предоставить студентам возможность работать на своем компьютере в школе, а если нет своего – воспользоваться техникой, которую предоставит школа. У нас достаточно помещений в корпусе, чтобы разместить всех студентов с соблюдением необходимой социальной дистанции во время сдачи государственных экзаменов. К тому же ГОСы проходят не в один день, а по графику в течение двух-трех недель. Поэтому все выпускники могут воспользоваться нашими техникой и помещением, если изъявят желание.
Как ШИГН готовится к новому учебному году?
– У нас нет понятия «подготовка к новому учебному году», мы работаем перманентно. Например, уже сейчас готовим план набора на 2021 год. Получается, что выпускники этого года еще не сдали ЕГЭ и не подали документы в вузы, а мы уже готовим планы набора на следующий год. Школа все время находится в состоянии обновления, в последнее время мы часто обращаемся к студентам за обратной связью о работе сервисов и преподавателей. И принимаем по итогам этого общения соответствующие меры.
Мы готовим новые дизайнерские и культурные пространства, коворкинги для студентов. У нас была задумка – сделать каждый этаж, холл, уголок корпуса тематическим. И эта тематика должна быть связана с человеком и обществом. Причем эти зоны должны быть не просто приятны глазу, но и иметь информативную нагрузку. У нас даже была шутка, что студент, проходя от одного конца этажа до другого, должен получить достаточно информации, чтобы сдать зачет без подготовки. Сейчас в школе уже есть такие зоны, и еще две в разработке. Одна из них будет посвящена антропологии. Мы постараемся на стенах отразить существующую в современной науке полемику вокруг антропогенеза.
Также каждое лето мы стараемся обновить аудиторный фонд, мебель и технику. У нас уже посчитана нагрузка на следующий год, почти составлено расписание занятий. В будущем семестре студсовет ШИГН получит собственное оборудованное помещение. Осталось только впустить в наши стройные ряды новых студентов.
Текст: Марина Зубко
Редактор: Нелли Щетникова