Педагоги-мужчины чуткие и трепетные специалисты

4 июня 2020


В обществе сложился стереотип, что воспитатель – это женская профессия, что мужчине трудно стать ответственным педагогом. Руководитель образовательной программы «Психолого-педагогическое образование» Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, кандидат педагогических наук Ирина Носко отмечает, что из парней получаются чуткие и трепетные специалисты.

По словам Ирины Носко, каждый год на специальность «Психолого-педагогическое образование» поступает три-четыре молодых человека, которые уже во время летней практики показывают, что эта деятельность им по душе. «Мужская работа начинается тогда, когда дети приобретают навыки, учатся сотрудничать – это младший школьный и подростковый возрасты. К тому же мужчины – больше стратеги, они ставят себе цели, хорошо умеют организовывать работу, могут обучать», – рассказывает доцент Носко.

О планах на будущее и о достижениях в настоящем мы поговорили с самими студентами.

***

«Мы разбираемся в сферах деятельности педагога-психолога; учимся работать с диагностическим материалом, проводить занятия с детьми, изучаем особенности возрастного развития»

Третьекурсник Руслан Карманов еще в конце 11 класса решил изучать психологию. После первого курса группу ждала ознакомительная практика в детских садах Владивостока. Студенты наблюдали за детьми и соотносили их поведение со своими знаниями. А знания, по словам Руслана, касаются довольно обширных тем: «Мы разбираемся в сферах деятельности педагога-психолога; учимся работать с диагностическим материалом, проводить занятия с детьми, изучаем особенности возрастного развития».

Уже после второго года обучения ребята могут проверить свои знания на практике. Руслан с одногруппником работали в пришкольном лагере во Владивостоке: играли с ребятами, водили на различные городские мероприятия, проводили диагностики.

Самой важной и ответственной работой Руслана на данный момент была практика в музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Студентам предстояло создать доступную среду для людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности для посетителей с когнитивными нарушениями. «Перед такими людьми стоит ряд трудностей, например, как добраться до музея, как там себя вести. Ключевые места: касса, гардероб, ящики для вещей, уборная. Нам нужно было построить маршрут с опорными точками, сфотографировать его и пометить, что должно происходить на опорных пунктах», – рассказывает студент Карманов.

Сейчас молодой человек еще определяется с будущей профессией, ему интересны сразу несколько видов психологии: военная, спортивная и семейная. Пока в планах Руслана – получать образование и проходить дополнительные курсы по специальности.

***

«Эта профессия не очень высоко оплачивается, а мужчина должен как-то содержать свою семью»

Антон Косенок к третьему курсу успел не только овладеть базовыми навыками, но даже был организатором детской секции по шахматам в ДВФУ: 

Я сам играл больше 10 лет профессионально и с первого курса занимался с несколькими ребятами. Но это оказалось очень сложным процессом: ставить жесткие рамки только на [умение играть в] шахматы было неправильно. Теперь я изучил много литературы, получил новые знания. Я понял: если делать для детей интересное занятие, не важно, на какую тему, раскрывая это через шахматы, рано или поздно дети полюбят саму игру. Такой подход гарантирует мотивацию учиться. В скором времени буду снова пробовать [обучать ребят], надеюсь, получится намного лучше.

За время практики в летнем лагере молодой человек попробовал себя в роли и вожатого, и педагога-психолога. Скептическое отношение у старших коллег, по мнению Антона, появляется из-за того, что «эта профессия не очень высоко оплачивается, а мужчина должен как-то содержать свою семью».

Студент с явным интересом рассказывает о тактиках привлечения внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Антон поделился и действенным способом решения конфликтов между детьми: все детские споры и обиды пропускать через себя, не быть равнодушным. Работать Антон собирается также в сфере образования, но пока думает об «управленческой должности». 

***

«Позже я показал свою способность учиться и работать с детьми, и все стало хорошо»

Родион Богомолов посчитал очень интересной связь педагогики и психологии, что повлияло на выбор специальности. У окружающих складывалось предвзятое отношение к его профессии, хотя в лицо никто ничего не говорил. «Позже я показал свою способность учиться и работать с детьми, и все стало хорошо. Случается иногда, что кто-то, узнав о моей специальности, удивляется, но не очень часто», – делится третьекурсник Родион.

Сейчас он уже имеет опыт работы со школьниками начального звена. «Я изучал готовность четвероклассников перейти в среднее звено, наблюдал за ними. В школе встречаешься с недоверием от педагогического состава: они не понимают, зачем у детей что-то диагностировать, не отдают часть времени урока, когда мне нужно заниматься с классом. А вот с самими детьми работать куда проще, они с радостью идут на контакт», – рассказывает Родион.

Знания, полученные в университете, помогли ему на практике, но сам Родион признается, что многое приходится нарабатывать самостоятельно. Себя студент видит в работе с подростками, а также хочет продолжить дальнейшее обучение по направлению психологии.

***

«И если у психолога это получается, то качество образования значительно возрастает»

Пока будущие специалисты набираются опыта, выпускник ДВФУ Сергей Нападий уже сейчас создает во Владивостоке совершенно новое образовательное пространство. Еще в 15 лет Сергей работал в детском лагере, его интересовала психология.

Сражу же после окончания бакалавриата, молодого человека пригласили работать психологом в академический колледж. Сергей вспоминает, что в образовательных учреждениях к роли школьного психолога относились с непониманием. «Психолого-педагогическая деятельность заключается в том, чтобы создать условия для того, чтобы образовательный процесс проходил с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. И если у психолога это получается, то качество образования значительно возрастает», – отмечает Сергей.

На сегодняшний день у Сергея Нападий свой центр образовательных технологий – DELA, который осуществляет госзаказы и работает с частными заказами от школ. Образовательный центр помогает родителям понять, как воспитывать ребенка, решать возникающие конфликты. Детям там помогают научиться решать жизненные ситуации по системе ТРИЗ-педагогики (теория решения изобретательских задач), а учителям – мотивировать учеников на учебу, налаживать связи и подбирать индивидуальный подход к каждому ребенку.

В сентябре этого года Сергей с командой запускает работу инновационной школы - «Моей школы». Туда будут приходить дети от четырех лет и обучаться до 11 класса. В «Моей школе» не существует понятия «обязательные предметы», все делится на «ядро» (то, что обязательно), «выбор» (из двух разных занятий, проходящих одновременно, ребенок выбирает наиболее ему подходящее), «спецкурсы» с приглашенными специалистами и «факультеты» (дополнительные занятия по интересам).

Молодых людей не смущают удивленные возгласы по поводу выбранной профессии. Им действительно важно видеть горящие глаза детей, их улыбки.

Текст: Марина Зубко

Редактор: София Карнаухова