Преподаватели ДВФУ рассказывают, как прошла их дистанционная работа

10 июля 2020

Современному студенту не в новинку сидеть целый день перед экраном компьютера. Для преподавателей переход на онлайн-занятия стал целым испытанием. О трудностях и преимуществах дистанционного обучения рассказали сами сотрудники университета.

Полина Домбаева, кандидат исторических наук, начальник научно-организационного отдела, доцент Департамента истории и археологии ШИГН ДВФУ:
– Я достаточно быстро адаптировалась к новым условиям. Были, возможно, какие-то технические моменты, вроде того, что теперь я только слышу студентов и редко их вижу, но это скорее субъективные особенности. Трудностей с подключением не возникало, иногда у меня или у студентов пропадал звук, но все быстро исправлялось. Из-за того, что по разным причинам первые четыре недели у нас со студентами не было пар, ко мне они уже пришли подготовленными. Знали, что нужно выключать микрофон, когда не отвечаешь, как поднимать руку в собрании, что можно сформировать очередь в чате, что-то объясняли мне. Так как мы уже занимались в прошлом семестре, то наладить работу было легче.

Из дома работать с одной стороны удобнее, не тратишь время на дорогу. Конечно, занятия должны проводиться в аудиториях, но если это невозможно в связи с ситуацией, в которой мы оказались, то электронная среда – это качественная и эффективная альтернатива. К тому же она стимулирует к разработке новых подходов в обучении. В практических занятиях у меня стало больше заданий, которые ребята выполняют самостоятельно в течение пары. Курс обогатился. Я думаю, что в будущем я смогу использовать материалы, которые были загружены в мой курс во время дистанционного обучения. Если не на самих занятиях, то на консультациях. Мне кажется, дистанционное обучение прошло интересно.

Василина Попиль, старший преподаватель Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ:
– К новым условиям работы я адаптировалась довольно быстро. На первой неделе чувствовала себя немного сумасшедшей, сидя перед монитором и разговаривая с аватарками, на которых были изображены кошечки и хомячки, но и к этому привыкла. Модернизировать учебный план не пришлось: на своих лекциях я часто демонстрирую презентации, они отлично вписались в онлайн-формат. Проблемы с подключением возникали три раза. На первом занятии оказалось, что студенты меня плохо слышат. Поэтому первые три пары я листала презентации на нетбуке, а комментировала их в телефон. Был еще случай, когда за семь минут до конца лекции у меня отключили электричество. А в последний день занятий пропало интернет-соединение прямо на паре. «Живое» общение со студентами незаменимо: мне очень важно видеть реакцию собеседников. Опять же на занятиях в кампусе крайне редко появляются отвлекающие факторы, а дома то звонят ремонтные службы и просят перепарковать машину, то кот начинает сходить с ума: носится по квартире, истошно кричит и старается привлечь внимание.

Не могу понять, почему, но в процессе проведения пар в режиме онлайн я редко успевала дать весь запланированный материал до конца занятия. Возможно, потому что приходилось несколько раз переспрашивать, все ли понятно, потому что реакции студентов я не видела. Возможно, я рассуждала на отдельные темы дольше, чем делала это обычно, из-за нехватки личного общения. С конца марта по май я строго соблюдала режим самоизоляции. В любом случае, это полезный опыт, который может пригодиться в дальнейшей деятельности.

Павел Шевченко, приглашенный преподаватель Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ:
– Для меня не в новинку было преподавание онлайн. До этого я работал репетитором по скайпу. Там общение один на один, а тут – с большой группой, что намного сложнее. В общем, в моей IT-сфере удаленная работа считается нормой. Но она больше носит технический характер. Очное обучение – это не только интеллектуальный рост, но и моральный. На дистанционном обучении этого не хватает. В целом, я реализовал запланированные пары. За время дистанционного обучения сделано огромное количество заданий. Только одна группа студентов за этот семестр сдала около тысячи заданий, и все их я проверил. Думаю, студенты довольны полученными знаниями.

Дома я работаю в своем кабинете. Ноутбук, чай, кресло. Онлайн больше подходит или для репетиторства, или для быстрой консультации, курсов. Отношусь к преподаванию через интернет как к вынужденной мере. Мне нравится живой контакт со студентами, общение и дискуссии в аудитории. Такой опыт точно отразится на преподавании в будущем. Каждые полгода мы открываем новые горизонты и дергаем за различные научные ниточки, чтобы занять достойное место в научном театре образования.

«Дистанционка» встряхнула привычный ход обучения в вузе. Чего нам ждать теперь: онлайн-занятий во время сильного снегопада или замены некоторых дисциплин интернет-курсами? Узнаем уже в следующем учебном году.

Текст: Марина Зубко
Редактор: Нелли Щетникова