«Объединенный журфак»: полезные лекции для молодых специалистов

3 июля 2020

Мир осторожно выпутывается из оков режима самоизоляции: открываются торговые центры, кафе распахивают свои двери… дни, когда человечество заперлось по квартирам, вспоминаются с дрожью.

Но в самоизоляции были и позитивные моменты. Например, многие заглянули внутрь себя, занялись самообразованием и расширили свои компетенции. Для молодых «акул пера», жаждущих новых знаний, журнал «Журналист» запустил образовательный проект «Объединенный журфак».

Проект начал работу 9 апреля. Преподаватели журналистики и практикующие специалисты со всей страны записали серию познавательных видеолекций: что такое медиаэстетика, как креативно подать свою мысль, как писать о науке простым языком и многое другое.

В проекте приняли участие и преподаватели ДВФУ: профессор Людмила Васильева и доцент Владимир Ощенко.

Практикующий журналист Владимир Ощенко рассказал о своем участии в проекте:

«Как сделать научно-популярную журналистику интересной и при этом не врать о науке – вот тема моей лекции. В условиях пандемии это особенно актуально, ибо каждый второй вдруг стал специалистом по микробиологии, эпидемиологии, нахватавшись в соцесетях информации и аргументов сомнительного качества.
У меня сложились хорошие знакомства с вирусологами мирового уровня из Владивостока. Это профессор Школы естественных наук ДВФУ Михаил Щелканов, спасавший в свое время Африку от Эболы, и профессор Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН Валерий Михайлов, создавший лучшую в мире коллекцию морских микроорганизмов, вирусов и бактерий. Я не стал привлекать их в проект «Объединенного журфака», хотя они, несомненно, согласились бы.

Получились бы не лекции о научно-популярной журналистике, а интервью с авторитетными учеными. Разговор о научпопе в журналистике с такими источниками уникальных знаний выглядел бы второстепенным. А проект «Объединенного журфака» предполагал создание видеолекций именно о журналистике. Поэтому мы записали лекцию в соавторстве с Василием Калашниковым, известным морским биологом, автором научных публикаций в СССР, РФ, США по биологии иглокожих, руководителем компании в штате Вашингтон.
Мы были в Посьете. Снимали программу про Василия Зиновьевича, и как бы между делом я попросил его поучаствовать в «Объединенном журфаке». Василий Зиновьевич знает толк в научно-популярной журналистике: он ведет блог в ЖЖ, читает просветительские лекции в США. Он согласился, и в том же поселке мы записали видеолекцию о научной журналистике.

Запись требовала подготовки, потому что мы работали с профессиональным телевизионным съемочным комплектом на одну камеру. Я познакомил оператора Александра Матвеева и Василия Зиновьевича с планом лекции, потому что материал надо было записать, как говорят на телевидении, «одним кадром». На мой взгляд, такой способ предъявления материала более точно указывает на его лекционный характер, но поскольку речь в нашей лекции шла именно о телевизионном жанре научпопа, в лекцию надо было встроить видеоряд, объясняющий и иллюстрирующий темы и программы, которые мы обсуждали. У нас была только одна камера, поэтому я вплоть до минут оговорил с оператором и соавтором лекции хронометраж каждого действия. При работе в учебной аудитории такие нюансы не требуются, и поэтому подготовительная работа на лекции в онлайн-форматах занимает больше времени. 27 минут лекции мы записали с первого дубля, одним кадром. Ни одного слова мы не вырезали и не переклеивали звуковую дорожку. А вот видеоряд надо было смонтировать: мы занялись этим в апреле удаленно.

Мы собрали большую аудиторию зрителей, не только студентов ДВФУ. Но полностью заменить традиционное образование онлайн-лекциями невозможно. Журналистика – это творческая профессия, она требует передачи знаний от человека к человеку. От опытных к начинающим свою карьеру. Онлайн-образование – хороший выход из некоторых ситуаций, но крайне сложный.

Это как в военных или художественных искусствах. «Делай, как я. Я показываю, а ты повторяй»: научись сначала взлетать, а потом твори фигуры высшего пилотажа; сыграй безупречно гамму, а потом садись писать музыку. В онлайн-лекциях такого эффекта не достичь.

Все же подобные проекты – это хорошая возможность увидеть другие точки зрения и познакомиться с разными подходами к профессии, ведь привлекаются преподаватели из других вузов».

Лекции находятся в открытом доступе. Ознакомиться с ними можно по ссылке: https://jrnlst.ru/tegi/obedinennyy-zhurfak

Текст: Анастасия Клещик, студент Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ
Редактор: Нелли Щетникова, студент Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ