Новости

1 июня 2020
В Школе естественных наук ДВФУ разработана парадигма ландшафтных моделей в образовании по «Наукам о земле» в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Тихоокеанская ландшафтная парадигма ландшафтных моделей в образовании по «Наукам о земле» разработана в Тихоокеанском международном ландшафтном центре ШЕН ДВФУ.

В России в Дальневосточном федеральном университете под руководством профессора В.Т. Старожилова разработана актуальная Тихоокеанская ландшафтная парадигма ландшафтных моделей в образовании по «Наукам о Земле» с применением картографических растрово-слоевых документов по изучению природы Тихоокеанской России. Парадигма – одна из направлений общей разработанной ранее в Тихоокеанском международном ландшафтном центре Дальневосточной ландшафтной парадигмы. Презентация состоялась на международной научно-практической конференции и опубликована в рецензируемом журнале «Тенденции развития науки и образования» Автор парадигмы - директор Тихоокеанского международного ландшафтного центра, доктор географических наук Старожилов Валерий Титович. Профессор В.Т. Старожилов презентовал доклад «Тихоокеанская ландшафтная парадигма ландшафтных моделей в образовании по «Наукам о Земле».

Responsive image

В целом, общая Дальневосточная ландшафтная парадигма как фундаментальное направление, разработанное в Тихоокеанском международном ландшафтном центре ШЕН ДВФУ, направлена на рациональное освоение и использование территорий, минимизацию глобальных и региональных последствий изменения природы и общества, поиск и внедрение инновационных подходов в устойчивом, экологически сбалансированном и безопасном развитии обширного Дальневосточного региона. Она основывается на анализе, синтезе и оценке не только теоретических результатов научных исследований, но и практической реализации ландшафтного подхода в различных отраслях производства Тихоокеанского ландшафтного пояса России. При этом под ландшафтом понимается природное тело, имеющие высотную (верхнюю), глубинную (нижнюю) и горизонтальную (площадную) границы, с внутренним содержанием взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимопроникающих друг в друга компонентов (фундамент, рельеф, климат, почвы, растительность, биоценозы) с дифференциацией, подчиняющейся высотной и широтной зональности, и организованных ответственными за них орогеническим, орографическим, климатическим, фиторастительным факторами в определенных зональных и азональных условиях в каждый момент своего существования. Под ландшафтным поясом понимается - азональный пояс ландшафтной сферы с генетически единым структурно-тектоническим положением в зоне окраинно-континентальной дихотомии системы океан-континент и характеризующегося аккреционной природой фундамента ландшафтных (в Российской части пояса сихотэалинской, нижнеамурской, приохотской, сахалинской, камчатско-курильской, чукотской и др.) географических областей (структур) с климатическим и растительным внутренним содержанием, подчиняющимся высотной и широтной зональности и эволюционирующим под действием взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга орогенического, орографического, климатического и фиторастительного факторов в определенных зональных и азональных условиях в каждый момент своего существования.

Разработка фундаментального  направления сопровождается реализацией полученных многолетних результатов исследований ландшафтов в многоотраслевом освоении Тихоокеанского ландшафтного пояса и в подготовке профессиональных кадров. За период многолетних исследований  (в том числе 30 летних полевых работ) получен значительный материал и есть успехи в разработке научно-прикладного направления.

Важным результатом и  успехом исследований Тихоокеанского международного ландшафтного центра в области ландшафтной парадигмы ландшафтных моделей в образовании по «Наукам о Земле» является то, что  на основе анализа, синтеза и оценки значимого полевого и теоретического  материала установлен фундаментальный результат  исследований природы, заключающийся в том, что получены, прежде всего, оцифрованные растрово-слоевые морфологические ландшафтные модели (растрово-слоевые ландшафтные карты), которые на цифровом уровне дают знание строения географического пространства рассматриваемого объекта. Этот результат позволяет проанализировать территории по оцифрованным выделам ландшафтов, сравнить внутреннее содержание таких таксонов как ландшафт, вид, род, подкласс, класс, тип, округ, провинция, область, пояс. Затем решать задачи по обучению студентов «Наук о Земле» и практикам природопользования. Тем более, что результат включает современное компьютерное программное обеспечение.

Современные успехи связаны  с составлением цифровых моделей с применением растрово-слоевых технологий в области ландшафтного картографирования в Тихоокеанском ландшафтном поясе в Приморском крае. Они связаны с разработками В.Т. Старожилова. В 2009 г. впервые в открытой печати  опубликована ландшафтная карта Приморского края масштаба 1:1 100 000 (автор Старожилов В.Т., сжатый вариант электронной карты ландшафтов Приморского края масштаба 1:500 000), созданная на основе многолетних научных и практических исследований в сфере геолого-географического изучения и ландшафтного картографирования по региональным (Приморье, о. Сахалин, Чукотка и др.) звеньям Тихоокеанского  ландшафтного пояса России.

Карта является ценным научным произведением в области цифровых карт, основанном на огромном опыте исследований в области теории и практике ландшафтоведения, и до сих пор по обзорности и содержательности не имеет аналогов для территории Азиатско – Тихоокеанского региона (АТР), включая Азиатские страны. Карта относится к картам нового поколения, на которых в будущем будут отображать в цифровом виде не отраслевые слои компонентов, а слои классификационных единиц ландшафтов. Важно то, что карта нацелена на практическую реализацию ландшафтного подхода в природопользовании и может быть использована как природная модель «фундамент» для составления гармонизированных с природой экологических, экономических, социальных и др.  моделей освоения территорий.

На основе отмеченной карты составлена в масштабе 1:1 000 000 (автор Старожилов В.Т.) карта ландшафтного районирования, на которой выделены 54 округа, 8 провинций, 4 области. Кроме того на основе базовой карты ландшафтов (на карте картографировано 3156 выделов ландшафтов), так как она цифровая, то было получено отдельных 3156 карт по всем выделенным на карте выделам ландшафтов.

Важно, что впервые для АТР издана объяснительная записка к электронной карте ландшафтов Приморского края масштаба 1: 500 000, где описано 3156 выделов ландшафтов.

На основе основной растрово-слоевой карты ландшафтов Приморского края составлены частные растрово-слоевые карты ландшафтов и высотно-ландшафтных комплексов островных, озерных и горных водосборов Тихоокеанского ландшафтного пояса. В частности составлена карта ландшафтов и высотно-ландшафтных комплексов водосбора озера Ханка.

Другим важным примером ландшафтных карт является ландшафтная карта урочищ и групп урочищ о. Русский и прилегающих к нему островов Владивостокского городского округа. Карта издана в 2018 г. под руководством профессора В.Т. Старожилова в масштабе  1: 25 000 и представляет локальный уровень ландшафтного  картографирования. Это пример современных  растрово-слоевых морфологических карт нового поколения, на которых отображено горизонтальное и вертикальное ландшафтное строение.

Еще одним важным примером ландшафтных карт является карта Тихоокеанского ландшафтного пояса. Карта издана в 2018 г. под руководством профессора В.Т. Старожилова в масштабе 1: 3 000 000 и представляет региональный уровень ландшафтного  картографирования. В результате на карте выделены ландшафтные области, а по вертикали высотно-ландшафтные комплексы и уровни ландшафтов с учетом результатов специального изучения эрозионно-денудационных систем в зависимости от гравитационной энергии Земли. При составлении карты ландшафтного пояса и выделении его  областей была составлена и использовалась карта положения и эволюции палеоструктур и сопряженных с ними элементов зоны перехода северо-востока Азии к Тихоокеанской плите.

Полученные результаты доступны для обучения студентов. На сегодняшний день под авторством профессора В.Т. Старожилова опубликовано 350 научных работ, из которых 28 монографий, 27 учебных пособий; 7 карт. Индекс Хирша 28. Изданы в 2018-2019 гг. три учебника: «Ландшафтная география юга Тихоокеанского ландшафтного пояса России», «Ландшафтное районирование юга Тихоокеанского ландшафтного пояса России», «Природопользование: практическая ландшафтная география». Они рекомендованы  ДВ РУМЦ в качестве учебников для вузов региона и могут быть использованы для обучения магистров по географии, гидрологии, метеорологии, геологии, океанологии, экологии, почвоведения и др. 

Разработанные  картографические оцифрованные растрово-слоевые  модели современного поколения  и информационные технологии работы с ними в ДВФУ все еще не применяются в подготовке специалистов «Наук о Земле», а это сказывается на уровне подготовки и привлекательности специальностей. Привлекательность и их востребованность  могут быть усилены за счет внедрения современных технологий обработки материалов и работой с ландшафтными моделями, которые по мнению профессора В.Т. Старожилова, представляют собой модели природного фундамента для построения экологических, экономических, социальных и др., а также для построения отраслевых гидрологических, климатических, океанологических и др. моделей. В целом разработанная в ДВФУ новая для Тихоокеанской России Тихоокеанская ландшафтная парадигма ландшафтных моделей в образовании «Наук о Земле» выводит образование, науку и практику на новый информационный и созидательный уровень.

Рекомендуется внедрить ландшафтный  метод и основы курса «Ландшафтной географии» с учетом вышеотмеченного уровня обеспеченности Тихоокеанского ландшафтного пояса России, изданными в открытой печати оцифрованными растрово-слоевыми ландшафтными основами и документами для решения поставленных президентом и правительством РФ задач по подготовке специалистов по освоению и развитию Тихоокеанского региона, в образовательный процесс по подготовке специалистов «Наук о Земле» и в первую очередь по географии, гидрологии, метеорологии, геологии, океанологии, экологии, почвоведения. Кроме того рекомендуется открыть подготовку магистров по образовательной программе «Ландшафтное планирование» и для этих целей составлен пакет документов, который передан в учебный отдел ДВФУ. При этом  рекомендуется использовать для обучения магистров по географии, гидрологии, метеорологии, геологии, океанологии, экологии, почвоведения составленные и изданные в ДВФУ учебники (рекомендованы  ДВ РУМЦ): «Ландшафтная география юга Тихоокеанского ландшафтного пояса России», «Ландшафтное районирование юга Тихоокеанского ландшафтного пояса России», «Природопользование: практическая ландшафтная география».

В целом рекомендуется внедрить Тихоокеанскую ландшафтную  парадигму ландшафтных моделей в образовании «Наук о Земле», основанной на междисциплинарном понимании взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимопроникающих друг в друга компонентов природы (геологических, гидрологических, климатических, растительных и др.) в подготовку специалистов «Наук о Земле». При этом  внедрение   подразумевает особое, весьма квалифицированное, гибкое руководство формирующейся в ДВФУ образовательной структурой по «Наукам о Земле». Руководитель такой образовательной  структурой, которая  объединяет географию, гидрологию, океанологию, геологию и климатологию, должен понимать структуру  как «живой» организм взаимосвязанных, взаимообусловленных программ подготовки специалистов, включающих механизмы, объединяющие в единое целое взаимообусловленные, взаимосвязанные и  взаимопроникающие друг в друга профессиональные дисциплины и практики подготовки и т.д. В свою очередь нужно понимать, что внутреннее содержание такой целостной структуры может быть построено  на основе знаний картографических и др. моделей природного «фундамента» (ландшафтов),  которые являются основами построения отраслевых (гидрологических, климатических и др.) образовательных моделей. Поэтому профессионализм  руководящего звена департамента «Наук о Земле» играет большое значение в организации департамента и внедрении новых комплексных образовательных технологий, в выполнении задач государства в подготовке высокопрофессиональных специалистов «Наук о Земле» (географов, гидрологов, геологов, океанологов, климатологов).

Внедрение в процесс подготовки специалистов «Наук о Земле» передовых научных,  образовательных и управленческих технологий,  скажется на уровне подготовки и привлекательности специалистов. Разрабатываемая в ДВФУ под руководством профессора Валерия Титовича Старожилова, новая для Тихоокеанской России Тихоокеанская ландшафтная парадигма ландшафтных моделей в образовании «Наук о Земле» выводит образование, науку и практику на новый достойный для России цифровой, практический и привлекательный для общества уровень.

Карты: 1 - Тихоокеанского ландшафтного пояса России; 2 - ландшафтов Приморского края; 3 - провинций Приморского края; 4 - водозбора оз. Ханка 5 - о. Русский; 6 - положения и эволюции основных палеоструктур и сопряженных с ними элементов зоны перехода северо-востока Азии к Тихоокеанской плите.

Пресс служба