Новости

15 октября 2020
В ДВФУ на базе Тихоокеанского международного ландшафтного центра ШЕН ДВФУ ландшафтной школой профессора В.Т. Старожилова инициирован и создается новый исследовательский и образовательный «Агроландшафтный сектор»

Responsive image

Агроландшафтное направление ранее в Тихоокеанском ландшафтном поясе России, включающем Сихотэ-Алинскую, Нижнеамурскую, Камчатско-Курильскую, Сахалинскую и другие ландшафтные области, отсутствовало. В настоящее время в связи с развитием и формированием в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ДВФУ ландшафтной школы профессора В.Т. Старожилова появилась возможность организации нового в Тихоокеанской России агроландшафтного междисциплинарного (ландшафтоведение и почвоведение) сектора, важного для формирования стратегии рационального землепользования и сохранения почвенного плодородия в агроэкосиситемах. Направление представляет собой продолжение исследований Тихоокеанского международного ландшафтного центра ШЕН ДВФУ, а также в целом сформировавшейся ландшафтной школы профессора В.Т. Старожилова (doi:10.24411/1728-323Х-2020-13079, doi:10.18411/lj-05-2020-26) и разработанных парадигм: общей Дальневосточной ландшафтной парадигмы и Дальневосточной ландшафтной парадигмы индикации и планирования (doi:10.18411/lj-05-2020-26), разработок по картографическому оцифрованному ландшафтному обеспечению индикации, планирования и геоэкологического мониторинга юга Тихоокеанского ландшафтного пояса России (doi:10.18411/lj-05-2020-27), а также по «Ландшафтному звену выстраивания планирования и развития экономических, градостроительных и др. структур осваиваемых территорий» doi: 10.18411/lj-09-2020-36).

В процессе функционирования сектора кроме материалов по почвенному покрову в агроэкосистемах, будет использоваться ландшафтное звено выстраивания планирования размещения и развития сельскохозяйственных структур осваиваемых территорий. При этом констатируется, что ландшафтные модели рассматриваются природным «фундаментом» и основой для построения гармонизированных с природой различных моделей планирования сельскохозяйственных территорий. Под ландшафтом понимается природное тело, имеющие высотную (верхнюю), глубинную (нижнюю) и горизонтальную (площадную) границы, с внутренним содержанием взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимопроникающих друг в друга компонентов (фундамент, рельеф, климат, почвы, растительность, биоценозы) с дифференциацией, подчиняющейся высотной и широтной зональности, и организованных ответственными за них орогеническим, орографическим, климатическим, фиторастительным факторами в определенных зональных и азональных условиях в каждый момент своего существования.

Цель инициируемого ландшафтной школой профессора В.Т. Старожилова направления – разработка ландшафтного подхода и моделирование для планирования и проектирования размещения сельскохозяйственных предприятий различного уровня (фермерское хозяйство, агрохолдинг). При таком подходе ландшафтные модели рассматриваются как природный «фундамент» и основа для построения гармонизированных с природой различных моделей рационального землепользования в аграрном секторе.

Общая методологическая основа направления – ландшафтный подход, в котором ландшафтному анализу подвергаются геосистемы различных рангов и в конечном итоге дается та или иная оценка ландшафтного пространства объекта исследования, а полученные результаты анализа, синтеза и оценки применяются для решения задачи размещения и развития сельскохозяйственных комплексов планируемых под освоение территорий.

В агроландшафтном секторе будут применятся материалы результатов, полученных на основе полевых (более 30 полевых сезонов профессора В.Т. Старожилова) и производственных исследований   по практической реализации ландшафтного метода в различных областях природопользования: в области организации сельскохозяйственных предприятий, объектов туристической инфраструктуры и рекреации, градостроительства, лесопользовании, планирования и в целом проектирования с учетом рационального землепользования.

Предполагается применять результаты векторно-слоевого картографирования отдельных областей Тихоокеанского ландшафтного пояса, например, ландшафтной классификации, базовой ландшафтной карты Приморского края М 1: 500 000 и легенды к ней, разработанной в масштабе 1: 500 000, ландшафтной классификации и карты Сахалинской области, продолжающихся ландшафтных исследований по другим территориям Тихоокеанской России и в том числе острове Русском, а также использовать особенности формирования фундамента ландшафтов Тихоокеанского ландшафтного пояса на основе авторской концепции его акреционной геодинамической эволюции, с опорой на изучение петрографического состава и структурно-тектоническое положение осадочных и других литокомплексов.

В целом на основе анализа, синтеза и оценки полевого и теоретического материала установлен фундаментальный результат, заключающийся в том, что для реализации рассмотрения ландшафтного звена выстраивания планирования размещения и развития сельскохозяйственных структур осваиваемых территорий – как природных основ ведения гармонизированных с природой отраслевого освоения территорий, необходимо иметь прежде всего оцифрованную растрово-слоевую морфологическую ландшафтную основу. Основы по отдельным регионам уже получены ландшафтной школой профессора В.Т. Старожилова и вполне применимы для организации сельскохозяйственного производства.

Разрабатываемые в ДВФУ профессором В.Т. Старожиловым новые для Тихоокеанской России ландшафтные основы для формирования агроландшафтного направления выводит образование, науку и практику на новый информационный и прикладной уровни и позволяет рассматривать как эффективный инструмент планирования и прогнозирования сельскохозяйственных систем, а также подготовки специалистов агроландшафтного профиля.

В настоящее время, в продолжение вышеотмеченного, на базах Тихоокеанской ландшафтной школы профессора В.Т. Старожилова и коллективом кафедры Почвоведения планируется внедрение и организация нового в ДВФУ и Тихоокеанском ландшафтном поясе междисциплинарного (почвоведение и ландшафтоведение) базового агроландшафтного направления (сектора), в задачу которого входит не только практическая реализация ландшафтного подхода в аграрном секторе, но и подготовка специалистов нового в Тихоокеанском ландшафтном поясе образовательного содержания и уровня.

Карты (Старожилов В.Т., 2006-2020): 1 - Тихоокеанского ландшафтного пояса России; 2 - ландшафтов Приморского края; 3 - провинций Приморского края; 4 - водозбора оз. Ханка 5 - о. Русский; 6 - положения и эволюции основных палеоструктур и сопряженных с ними элементов зоны перехода северо-востока Азии к Тихоокеанской плите.