«Самое главное – работа в коллективе»: проектное взаимодействие МГУ, ДВФУ и ДВО РАН

19 мая 2022

Каждый год вносятся изменения в программы высшего образования РФ. В расписании у студентов исчезают когда-то обязательные для многих направлений дисциплины и появляются новые. Говорить о пользе или вреде подобных изменений для качества образования однозначно сложно, однако нельзя спорить о том, что мир и общество стремительно изменяются, а вместе с ними – социальные институты, в том числе университеты. Современное поколение стало более прагматичным: люди хотят точно знать, где им пригодятся полученные знания, а приобретение специальных навыков для них имеет большее значение, чем накопление теоретической информации. Основы проектной деятельности (далее – ОПД) – одна из новых обязательных дисциплин, которая отвечает требованиям современного образования и активно внедряется в учебный процесс как вузов, так и школ.

В рамках ОПД значительную роль играет взаимодействие между разными структурами, в том числе университетами или другими научными учреждениями. Так, 23 декабря 2021 г. в МГУ им. адм. Г.И. Невельского состоялась первая встреча, посвященная разработке мобильных игр «The Legend of the Folio» и «The Life of one Guy» студентами 2 курса факультета электроники и информационных технологий. В ней приняли участие студенты-разработчики, их руководитель Наталья Георгиевна Левченко (к.т.н., доцент кафедры автоматических и информационных систем МГУ им. Невельского), представитель ДВО РАН Татьяна Владимировна Краюшкина (д.ф.н., заведующая Центром истории культуры и межкультурных коммуникаций, главный научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН), а также представитель ДВФУ Мария Сергеевна Киселева (к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы, руководитель группы «Проектная деятельность» ВИ-ШРМИ ДВФУ). На этой встрече ребята представили свои проекты, а внешние эксперты отметили их высокий уровень, в результате чего было принято решение о совместной работе студентов МГУ и ДВФУ. Задачей последних, русских филологов 1, 2 и 4 курсов, было проанализировать игру «The Legend of the Folio», в особенности – её текстовую составляющую и сюжетную организацию.

Через 4 месяца, 27 апреля 2022 г., в МГУ им. Г.И. Невельского состоялась встреча студентов русской филологии со студентами-разработчиками, на которой были представлены результаты общей работы. К предыдущим научным экспертам присоединилась Нелли Алексеевна Седова (к.т.н., доцент кафедры автоматических и информационных систем МГУ им. Г.И. Невельского). Круглый стол начался с презентации Н.Г. Левченко, автора статьи о применении проектного подхода при реализации образовательной дисциплины «мультимедиатехнологии» (Применение проектного подхода при реализации образовательной дисциплины "мультимедиатехнологии" / Е. Ю. Соболевская, Н. Г. Левченко // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 201-207. – DOI 10.17513/snt.38804. – EDN PZMMPW.). Будучи куратором студентов-разработчиков, столкнувшихся с проблемой написания интересного и грамотного текста для игры, она сделала вывод о необходимости привлечения филологов при реализации любого проекта, связанного, напрямую или косвенно, с составлением текстов. «Сочинять тексты – сложно. Сочинять тексты для интерактивной игры со множеством вариантов ответов – ещё сложнее», – поделилась опытом работы своих студентов над текстовой квест-игрой «The Legend of the Folio» Наталья Георгиевна.

После презентации Н.Г. Левченко выступила Анастасия Фадеева, бакалавр 4 курса русской филологии ДВФУ. Доклад, который представила Анастасия, был составлен на основе 33 письменных разборов игры, которые подготовили филологи 1, 2 и 4 курсов. Были отмечены сильные (увлекательные лор и сюжет, красивый саундтрек) и слабые (орфографические, грамматические, стилистические ошибки и некоторые технические недоработки) стороны игры. Павел Ляшко, главный разработчик текстового квеста, студент 2 курса МГУ, согласился с выводом Анастасии о том, что проект требует доработки, и поблагодарил за помощь в выявлении слабых мест. Он выступил с презентацией об этапах разработки, сюжете игры, поделился используемым ПО, познакомил участников круглого стола с командой разработчиков и тестировщиков. Каждый выступающий так или иначе затрагивал проблему составления текстов, и Павел – не исключение. Он поделился опытом работы с интернет-сервисами корректировки текста и пришел к выводу о том, что технологии еще не способны заменить труд специалиста-филолога.

Умение составлять грамотный текст – навык, который можно усвоить со временем. Но как построить увлекательный сюжет и облечь его в интересно читаемый рассказ? М.С. Киселева поделилась со студентами размышлениями об этом, посоветовав монографию В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» и его карточки универсальных сюжетов («Карты Проппа»), которые могут помочь в выстраивании сюжета игры и разработке образов её персонажей.

Речь Т.В. Краюшкиной стала завершающим этапом официальной части круглого стола. Был отмечен высокий аналитический уровень в подходе к реализации проекта как со стороны студентов-разработчиков, так и со стороны студентов-филологов. Главный научный сотрудник Центра истории культуры и межкультурных коммуникаций ДВО РАН также обозначила актуальность филологических знаний и умений, перспективность и результативность взаимодействия студентов разных вузов и направлений при работе над проектами.

Неофициальная же часть прошла под знаком морского гостеприимства студентов и преподавателей МГУ им. Г.И. Невельского – на ней были чаепитие, новые знакомства, неформальное общение между студентами и преподавателями, демонстрации и обсуждения других игр, созданных разработчиками.

Время за общением пролетело незаметно, многое не успели обсудить, поэтому мы не могли не взять у уже успевшего стать нам приятелем Павла мини-интервью, в котором он поделился своими мыслями об игре, книгах, составлении текстов за рамками проектной деятельности как университетской дисциплины:

- Есть ли книги, фильмы, игры, которые вдохновили тебя на создание лора игры и будущей книги?

- Сама идея будущей книги возникла ещё в детстве, в 9 лет, уже позднее, после прочтения таких произведений, как «451 градус по Фаренгейту», «Дюна», «Властелин колец» и др., у меня сложилось понимание о том, как можно преподнести свою идею на бумаге. Сами книги меня не вдохновили. Это была спонтанная детская мечта

- Умение сочинить интересную историю - талант или навык?

- Я думаю, что сочинить интересную историю – это больше навык, чем талант. Но без таланта любое хорошее произведение, будь то книга или фильм, идейно будет казаться слишком простым, словно написанным вычурно и слабовольно. В них не будет «тысячи тонн словесной руды», о которой писал Маяковский

- Чему ты научился и что понял в результате работы над проектом?

- В процессе написания [сюжета для игры и будущей книги], как и в любом деле, были свои взлёты и падения. Но в определённый момент ко мне пришло понимание, что самое главное и самое сложное в написании истории – это не столько сама история, сколько работа в коллективе, правильная подача информации тем, кто с тобой работает

Проектная деятельность имеет большое значение в образовании. Она дает возможность решать специфические задачи, связанные с необходимостью междисциплинарной, межотраслевой, межведомственной консолидации преподавателей, студентов и ресурсов в формате функционирования проектных групп. В ходе нее студенты учатся самостоятельности, улучшают коммуникативные способности. Проектная деятельность - определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры, формирующий проектный способ взаимодействия с миром. И замечательно, что МГУ им. Г.И. Невельского, ИИАЭ ДВО РАН и ДВФУ проходят этот путь вместе.

Штанулин Денис,

Красковская Анастасия,

Комарова София,

Мельниченко София