В Японии различные НИИ и организации содействия международному сотрудничеству занимаются вопросами изучения перспектив бизнеса с Россией, а также дают консультации желающим выйти на российский рынок – это JETRO (Японская организация по развитию внешней торговли ), ROTOBO (Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами ) и Кэйданрэн (Японская федерация бизнеса). Практически ежегодно они осуществляют мониторинг мнения японских бизнесменов: проводят опросы представителей японского бизнеса в России, кто уже присутствует на российском рынке, и тех, кто только начинает задумываться о своём участии, а также готовят различные отчеты по итогам двусторонних экономических отношений. Со стороны России в этом процессе участвуют Российско-японский деловой совет при Торгово-промышленной палате России.
Рассмотрим подробнее картину отношения японских бизнес-кругов по отношению к сотрудничеству с Россией в период с 2009 г. по 2017 г., для чего воспользуемся информационными материалами ассоциации Кэйданрэн, которая проводит мониторинг данной направленности ежегодно с 2005 г.[1]
Традиционно для опроса были отобраны порядка 100 компаний (в 2017 г. 161 компания) - члены Федерации экономических организаций Японии «Кэйданрэн», члены Японского бизнес-клуба в Москве, из них 1/3 не имеет ни опыта, ни планов бизнеса с Россией, 2/3 уже ведут экономическую деятельность.
Данные опросов демонстрируют тенденцию повышения, а затем поддержания на высоком уровне интереса к экономическому сотрудничеству с Россией во втором десятилетии XXI века. Согласно данным опросов, в период с 2006 по 2013 год число японских компаний, уже ведущих или планирующих вести бизнес с Россией, которые оценивали перспективы экономического сотрудничества с нашей страной как «очень оптимистичные» и «оптимистичные», варьировалось от 89,9% (2012 г.) до 95,8% (2008 г.)[2]. Из-за обострения противостояния России с США и странами Запада, в течение 2014-2017 гг. эти показатели незначительно снизились и варьировались в диапазоне с 83,9% (2014) до 72,9% (2017) соответственно.[3]
Среди обоснования причин, оценивающих возможности экономического сотрудничества с Россией как «очень перспективные» или «перспективные», представители японских компаний в 2017 г. перечисляли следующее:
Негативно оценивающие перспективы бизнеса с Россией в 2017 г. отмечали такие проблемы и особенности российского рынка для взаимного сотрудничества, как
- «риски, связанные с колебаниями валютного курса в результате экономической нестабильности»,
- «спад потребительского спроса в связи с ухудшением экономической ситуации в результате снижения цен на нефть и экономических санкций»,
- «противостояние с Западом во время президентства Путина»,
- «опасения касательно затяжного характера антироссийских экономических санкций». [4]
Стоит отметить, что до введения санкций относительно России в 2014 г. плюсы бизнеса с Россией были теми же, а минусы и причины негативных оценок перспектив экономического сотрудничества виделись в таких факторах, как
- «высокие цены и высокая стоимость рабочей силы»,
- «холодный климат и связанные с этим высокие расходы»,
- «сложная и запутанная правовая система и система лицензий и разрешений»,
- «недостаточная прозрачность рынка». [5]
Примечателен тот факт, что перечень перспективных сфер деятельности для японского бизнеса в России, согласно данным опросов «Кэйданрэн»[6], и круг проблем, которые прежде всего необходимо решать под руководством правительств России и Японии для развития двусторонних экономических связей, сформулированный в программном документе Кэйданрэн «Базовая политика в отношении японо-российских экономических отношений»[7] незначительно меняется по приоритетности (2012-2017 гг.).
Природные ресурсы и энергетика традиционно на первом месте - 61-62%. Во второй группе интересов варьируются инфраструктура - 35,5-34,7%; автомобили и автозапчасти - 31,6-34,7%.
Среди тенденций 2014-2017 гг. виден значительный рост интереса японского бизнеса к таким сферам, как медицина 23-19,4% (было 8,6%-16,8%) и пищевые продукты 16,4-12,9% (было 7,3% и 12,3%),а также транспорт и логистика; химическая и нефтехимическая отрасли; туризм; электроэнергетика; машины; экология; строительство бытовые товары; электроприборы и точные приборы; черная и цветная металлургия; информация и связь; сфера услуг (реклама, консалтинг, временное трудоустройство и др.); финансы и страхование; контент; другое.[8]
С 2009 по 2017 г. изменился порядок привлекательности регионов России для японского бизнеса. Самые популярные регионы: Европейская часть России и Дальний Восток (порядка 90-80%и 44% соответственно), затем в 2009 г. третье место делили Поволжье и Урал, Сибирь, Юг России, то в 2017 г. на третьем месте по привлекательности стала находиться Сибирь, затем так же равные по привлекательности на четвертом месте Поволжье и Урал, и на последнем месте так же Юг России.
Среди проблем бизнеса в России выделяют главным образом проблемы с правовой системой и проблемы исполнительной власти России, далее проблемы связанные с осуществлением импортно-экспортных операций и бухгалтерским учетом, а также инфраструктурой. По группе исследований 2015-2017 и 2012-2014 гг. порядок перечисления этих проблем, уровень обеспокоенности не меняется. На протяжении 2012-2017 гг. высоко оцениваются усилия правительства России в разрешении проблемы недостаточной инфраструктуры.
Среди новейших тенденций отношения японского бизнеса к России интерес представляют выводы исследования JETRO «Деятельность японских компаний на российском рынке в 2017 году» (проведено в декабре 2017 г.). [9]
В исследовании была отмечена крайне высокая доля респондентов среди японских компаний, ожидающих улучшения ситуации с операционной прибылью в 2017 г. В качестве сопутствующих факторов этого процесса были упомянуты ожидаемое обострение конкуренции, возникновение проблемы кадрового голода - недостаток квалифицированных работников и увеличение числа российских сотрудников японских предприятий в России.
Помимо вышеперечисленного, JETRO выделило следующие тенденции японских предприятий на российском рынке в 2017 г.:
1. Продолжающийся рост доли предприятий, прогнозирующих «активный баланс» операционной прибыли, достижение ими отметки 66,3 %, что является рекордным показателем за последние пять проведённых опросов.
2. Отмечается рост настроения в пользу расширения бизнеса и найма местных кадров.
3. Улучшения в российской экономике, возрождение рынка обостряют вопрос конкуренции японских компаний с российскими и прочими зарубежными компаниями.
4. Реализация политики импортозамещения в связи с экономическими санкциями в отношении России отразилась на деятельности японских компаний в России.
Вышеперечисленные тенденции развития российского рынка, позитивное восприятие перспектив будущего сотрудничества с Россией японскими компаниями позволяют выразить осторожный оптимизм по поводу продвижения японских компаний на рынок России. Опыт показывает, что обострению отношений между двумя странами в вопросах внешней политики свойственно со временем нивелироваться, и двусторонние экономические отношения России и Японии будут регулироваться естественными потребностями рынка.
Горячева Елена Александровна,
старший научный сотрудник
Центра изучения российско-японских отношений
ВИ-ШРМИ ДВФУ
[1] «Базовая политика в отношении японо-российских экономических отношений» 7 декабря 2015 г. Федерация экономических организаций Японии «Кэйданрэн» Японо-российский комитет по экономическому сотрудничеству//Официальный сайт Кэйданрэн. URL: http://www.keidanren.or.jp/en/policy/2015/113ru.pdf
[2]https://www.keidanren.or.jp/policy/2014/087.pdfロシアのビジネス環境等に関するアンケート(2014年度)結果
[3]ロシアのビジネス環境等に関するアンケート(2015年度)結果
https://www.keidanren.or.jp/policy/2015/081.pdf
[4] http://www.keidanren.or.jp/en/policy/2017/064ru.pdf
[5] https://www.keidanren.or.jp/en/policy/2014/087ru.pdf
[6]ロシアのビジネス環境等に関するアンケート(2015年度)結果
https://www.keidanren.or.jp/policy/2015/081.pdf
[7]«Базовая политика в отношении японо-российских экономических отношений» 7 декабря 2015 г. https://www.keidanren.or.jp/policy/2015/113.pdf
[8] https://www.keidanren.or.jp/en/policy/2014/087ru.pdf
[9] https://www.jetro.go.jp/russia/_418052/_418641.html