Аналитика и комментарии

18 июня 2018
Хузиятов Т.Д. Абэномика: Концепция «Society 5.0» как механизм повышения производительности (Круглый стол «Особенности экономики Японии и её развитие в XXI веке»)

В начале 2016 г. Совет по науке, технологиям и инновациям (СНТИ) при правительстве Японии разработал, а правительство утвердило «Пятый базовый план развития науки и технологий».

СНТИ – один из пяти межведомственных советов при правительстве Японии, созданных по ключевым направлениям социально-экономического развития страны. Возглавляет СНТИ премьер-министр; кроме него в Совет входят еще шесть членов кабинета, а также восемь авторитетных представителей бизнеса и академического сообщества. СНТИ был создан в ходе административной реформы в 2001 г. как Совет по научно-технологической политике, а в 2014 г. в соответствии с новыми задачами получил нынешнее название. СНТИ разрабатывает пятилетние планы научно-технологического развития науки, технологий и инноваций, а также ежегодные детализированные планы.

Одной из особенностей плана является концепция «Общество 5.0» (сверхинтеллектуальное общество, следующий этап общественного развития после 1) общества, основанного на собирательстве и охоте, 2) аграрного общества, 3) промышленного общества, 4) информационного общества). При разработке концепции правительство Японии исходило из основных проблем, ограничивающих устойчивое развитие как японской, так и мировой экономики, негативно влияющих на состояние общества. Прежде всего это сокращение численности работоспособного населения и его старение, обострение международной конкуренции и требующая обновления инфраструктура, стихийные бедствия и терроризм, экологические проблемы и нехватка природных ресурсов.

При развитом промышленном секторе, достижениях в робототехнике, автоматизации и информатизации, которые являются основой устойчивого экономического развития страны, Япония видит для себя угрозу потери глобальной конкурентоспособности в связи со стремительным развитием новых технологий и их коммерциализацией в развитых странах мира.

В некотором смысле концепция «Общество 5.0» – ответ на концепцию «Индустрия 4.0», представленную Германией, а также аналогичные концепции других стран, направленные на реализацию четвертой (информационной) промышленной революции. Но на самом деле японская концепция идет дальше, поскольку направлена на модернизацию общества и экономики через развитие человеческого капитала.

«Общество 5.0» – новый этап в развитии экономики и общества, позволяющий устранить неравенство информационных платформ и промышленных производителей, присущее эпохе промышленной революции 4.0, а также обеспечить дальнейшее развитие науки и технологий в гармонии с интересами каждого члена социума.

«Общество 5.0» решает социальные проблемы с помощью интеграции физического и киберпространств, делая жизнь человека удобной и полноценной, а инновации – безопасными и экологичными.

Япония имеет преимущества, которые делают возможной реализацию данной концепции: большие объемы накопленных реальных данных в сфере здравоохранения и медицины, а также оперативные данные производственных предприятий и технологии, развитые на основе концепции «монодзукури». Стоит задача объединения этих данных. Огромные массивы информации (Big Data) будут отправляться в киберпространство, анализироваться с помощью искусственного интеллекта (AI) и возвращаться обратно в физическое измерение в виде новых решений, в том числе с использованием дополненной реальности (AR).

Основными характеристиками такого общества предполагаются:

  • способность предоставлять необходимые товары и услуги людям, которые в них нуждаются, в нужное время и в нужном количестве;
  • способность точной реакции на самые разные социальные нужды;
  • инклюзивная доступность высококачественных услуг, преодоление различий по возрасту, полу, региону и языку, возможность жить энергичной и комфортной жизнью.

Основные направления реализации концепции:

· здравоохранение (через объединение баз данных медосмотров, лечения и ухода; внедрение в практику удаленной медицинской помощи; использование роботов и искусственного интеллекта в медицинских учреждениях для поддержания самостоятельности людей),

· мобильность (использование беспилотных такси и автобусов в сельских районах; улучшение логистики с помощью внедрения системы конвоев грузовых автомобилей с одним водителем, а также дронов),

· инфраструктура (использование сенсоров, искусственного интеллекта и роботов для инспектирования и обслуживания дорог, мостов, тоннелей и дамб),

· финансовые технологии (внедрение технологий блокчейна для перевода денег; развитие безналичных платежей; использование банками и финансовыми институтами интерфейса прикладного программирования (API).

Реализация концепции должна способствовать повышению общей эффективности и конкурентоспособности экономики Японии через снижение издержек на здравоохранение и уход за престарелыми, повышение уровня развития системы здравоохранения с перспективой выхода на высший мировой уровень, продление ожидаемой продолжительности жизни до 100 лет, рост мобильности и занятости населения, поддержание развития регионов, сохранение и развитие инфраструктуры.

Как отмечают сами разработчики концепции, нереалистично полагать, что структура, способная обеспечить взаимодействие всех видов систем, может быть построена сразу. Для этого требуется долгая работа по обеспечению взаимодействия на базе универсальной сервисной платформы следующих фундаментальных технологий: кибербезопасность, технологии архитектуры IoT-систем, анализ больших данных, AI, высокоскоростная обработка большого объема данных в режиме реального времени, сетевые технологии и технологии распределенной обработки данных (edge computing), поддержка математических наук, лежащих в основе всех фундаментальных технологий, а также укрепление сотрудничества по R&D в каждом из направлений.

Нужно пробивание «стен» – административной, нормативно-правовой, технологической, но самой главной является стена общественного восприятия.

По всем направлениям концепции «Общество 5.0» началась реализация пилотных проектов, результаты которых будут видны уже в 2020 г., в год проведения летних Олимпийских игр в Токио.

Развитие сотрудничества между Россией и Японией в области цифровой экономики создает немалые возможности для применения в России японского организационного и технологического опыта.

Хузиятов Тагир Даутович,
ведущий научный сотрудник
Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ, к. э. н., профессор