Аналитика и комментарии

7 февраля 2018


30-31 января 2018 г. в Ниигата состоялась 27-я международная конференция, посвященная изучению актуальных вопросов развития Северо-Восточной Азии (СВА). Конференция была организована Институтом экономических исследований СВА (ERINA, www.erina.or.jp), префектурой и муниципалитетом Ниигата. 

Открывая конференцию, председатель Оргкомитета, Генеральный директор ERINA Масахиро КАВАИ, в частности, отметил противоречивость экономической динамики прошлого года. Мировая экономика оставалась достаточно сильной и в целом преодолела последствия глобального экономического кризиса, однако политический курс администрации Трампа «Америка прежде всего» нанес заметный урон мировому экономическому порядку, а исход переговоров о выходе Великобритании из ЕС не дает оснований для оптимизма. Применительно к региону СВА, по мнению М. Каваи, наступивший год должен быть использован для развития внутрирегионального сотрудничества и проведения структурных реформ. Он отметил также важность для Японии дальнейшего улучшения отношений с Китаем и Россией.

Три ключевых доклада конференции были объединены темой «К экономической интеграции СВА». Хироси ВАТАНАБЭ, президент Института международной валютной политики (Япония), бывший управляющий директор Японского банка международного сотрудничества (JBIC), выступил с докладом «Финансовое сотрудничество в интересах экономической интеграции в СВА». Он, в частности, обратил внимание на тот факт, что при большом спросе на долгосрочные инвестиции «длинных» денег в мире не хватает, зато «коротких» денег – в избытке, в связи с чем возникает необходимость привлечения к долгосрочному финансированию пенсионных фондов и выпуска облигаций.
Говоря о создании для инвесторов и кредиторов привлекательных условий, Х. Ватанабэ отметил как критически важные предсказуемость и стабильность, имея в виду налогообложение, ценообразование, перевод прибыли, регулирование банкротства и др.
Х. Ватанабэ отметил, что поскольку в СВА пока нет возможности создания единой валюты, страны региона могли бы обсудить создание «расчетной единицы» по примеру стран АСЕАН.
Питер ПЕТРИ, профессор Университете Брандейз (США), представил доклад «Новая геополитика региональной интеграции в СВА». П. Петри высказал убежденность в том, что СВА, представляющая собой естественную экономическую зону, в ближайшие десятилетия с большой вероятностью превратится в важнейший мировой центр производства и инноваций. Экономическая интеграция СВА, включая Россию и даже Северную Корею, усилит переговорные позиции региона в отношениях с США и другими глобальными игроками.
Страны СВА вынуждены учитывать неожиданный отход США от 70-летней политики поддержки открытых, основанных на общепринятых правилах экономических отношений. Будет ли шок долгим или коротким, просто возвращение к статус кво маловероятно. На какое-то время политика США останется непредсказуемой и националистической. Что это означает для интеграции стран СВА? Во-первых, они получат доводы в пользу развития региональной интеграции как своего приоритета в части приобретения экономических выгод и лучших переговорных позиций; во-вторых, у них появятся стимулы для диверсификации международных связей, включая Европу и другие передовые экономики; в-третьих, они захотят принять на себя глобальное лидерство по сохранению торговой системы, основанной на общепринятых правилах, и продвижению таких вопросов глобальной повестки, которые служат их интересам (например, правила торговли технологиями).
Ясуюки САВАДА, главный экономист Азиатского банка развития, выступил с докладом «Сильная внутрирегиональная торговля и инвестиции в Азии улучшают устойчивость экономики». Ссылаясь на недавно опубликованный «Доклад об экономической интеграции в Азии», Я. Савада подчеркнул, что в условиях глобальных экономических и торговых неопределенностей торгово-инвестиционное сотрудничество в АТР расширяется, а солидная внутрирегиональная торговля и инвестиции играют роль амортизатора.
В докладе был представлен новый композитный индикатор степени региональной интеграции – Индекс регионального сотрудничества и интеграции в АТР. Индекс включает шесть компонентов: торговля и инвестиции; деньги и финансы; региональные цепочки добавленной стоимости; инфраструктура и взаимосвязанность; движение людей; институциональная и социальная интеграция. Внутрирегиональные сопоставления дают интересные результаты, которые должны учитываться при принятии политических решений. Например, СВА, находясь по совокупному индексу чуть выше среднего общеазиатского уровня, лидирует по компонентам «институциональная и социальная интеграция» и «деньги и финансы», уступает только Океании по компоненту «инфраструктура и взаимосвязанность», а по компоненту «торговля и инвестиции» уступает ЮВА и Океании.
На Сессии А «Свободное движение людей, товаров и услуг» были заслушаны пять выступлений. ДУН Чуньцзяо, профессор Пекинского университета транспорта (КНР), представил доклад «Грузовые железнодорожные перевозки между Китаем и Европой в рамках инициативы «Один пояс, один путь» – прообраз взаимосвязанной Евразии». Докладчик отметил, что в настоящее время сформировалось семь маршрутов, перевозки по которым быстро растут: если в 2011 – 2015 гг. было сформировано 1262 грузовых поезда, то в 2016 г. – 2191 состав. Сложился крупный контейнерный маршрут Чунцин – Дуйсбург (через Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу), которым в 2016 г. перевезено 145794 ДФЭ. Планы развития предполагают выход на уровень 5000 составов в год, улучшение сбалансированности через увеличение количества поездов из Европы, строительство хабов, развитие системы сбора грузов, развитие сотрудничества со странами-партнерами, улучшение организации работы и координации на пограничных станциях.
Борис САНЕЕВ, заместитель директора Института энергетических систем СО РАН (Россия) выступил с докладом «Изменение парадигмы энергетического сотрудничества между Россией и странами СВА в контексте новых глобальных и региональных вызовов: переход от преимущественно торговли энергоносителями к сотрудничеству в инновациях и технологиях». Для России принципиально важно развивать сотрудничество со странами СВА не только в торговле, но и в проведении инновационной и технологической политики. Приоритетными направлениями инновационного и технологического сотрудничества в области энергетики, по мнению докладчика, являются создание в России новых газо- и нефтехимических кластеров и совместное управление ими; формирование восточного «крыла» глобальной системы электроэнергетики; обеспечение надежного энергоснабжения потребителей в труднодоступных восточных регионах России через строительство небольших электрогенерирующих установок, использование возобновляемых источников энергии и др. Существует назревшая потребность научно-обоснованной долгосрочной стратегии (дорожной карты) инновационного и технологического сотрудничества в области энергетики между Россией и странами СВА.
Ацуко ОКУДА, главный экономист отдела информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развития ЭСКАТО ООН, выступила с докладом «Современное состояние и формирующиеся тенденции развития ИКТ применительно к экономической интеграции СВА». Согласно недавнему докладу ЭСКАТО «Состояние ИКТ-связанности в АТР: раскол в сфере искусственного интеллекта и широкополосных коммуникаций», доля региона ЭСКАТО в глобальном доступе к широкополосным коммуникациям составила 55,6%, намного опередив показатели Европы и Северной Америки. Однако, более глубокий анализ показывает неравномерное его распределение между странами и регионами. При том, что страны Восточной и Северо-Восточной Азии обеспечивают 75% доступа к широкополосным коммуникациям региона ЭСКАТО, такое положение во многом определяется лидерством Китая (50% потребителей региона ЭСКАТО). Существуют большие разрывы между прибрежными и внутренними районами, велико влияние природных катастроф, есть острая необходимость использования приложений широкополосных коммуникаций в интересах инклюзивного и устойчивого развития.
Айко ТАКЭНАКА, экономист Департамента экономических исследований и сотрудничества Азиатского банка развития, выступила с докладом «Миграция и мобильность рабочей силы в СВА». Было отмечено, что внутрирегиональная миграция определяется перемещением рабочей силы и студентов в Японию, Китай и Республику Корея. Несмотря на рост, она остается скромной по масштабам по сравнению с другими регионами. Одним из ключевых факторов движения рабочей силы в регионе является старение и демографические изменения. Эти факторы оказывают влияние не только на Японию, но и Китай и Республику Корея. Ожидается, что исходящая миграция из последних двух стран будет уменьшаться, а спрос на иностранную рабочую силу в них увеличится. Сокращение исходящей миграции из Китая происходит также под влиянием роста заработной платы. Вероятными источниками рабочей силы для стран СВА станут третьи страны.
Масару СУДЗУКИ, почетный профессор Университета туризма Осака (Япония) представил доклад «Регион СВА, развитие туризма и меры по увеличению въездного туризма в Японию». Докладчик отметил, что темпы роста туризма в СВА выше мировых. Въездной туризм в Японию в 2017 г. составил 28 млн. чел., тогда как в 2013 г. страну посетили «всего» 10 млн. чел. Правительство Японии стремится выйти на уровень 40 млн. чел. в 2020 г. и 60 млн. чел. – в 2030 г. В то же время выездной туризм практически остановился на отметке 17 млн. чел.
М. Судзуки отметил несбалансированность туризма: 2,59 млн. японцев посетили Китай, а 6,37 млн. китайцев побывали в Японии. Для сравнения – 84600 японцев посетили Россию, и 54800 российских граждан побывали в Японии. В числе препятствий развитию внутрирегионального туризма он отметил существование больших сезонных колебаний, необходимость упрощения виз и/или их отмены, слабую емкость региональных туристских рынков, малое число профессионалов туризма, недостаточность информации и слабое продвижение турпродуктов. М. Судзуки предложил совместные усилия по двустороннему туризму, который не нанесет ущерб въездному, но будет укреплять взаимопонимание и сотрудничество в регионе.
Сессия В «Стратегии регионального развития: состояние и вызовы» включала шесть докладов. Бааджиихуу ТУГУЛДУР, директор Секретариата Расширенной Туманганской инициативы (РТИ), представил доклад «Региональное экономическое развитие СВА и РТИ: транспортная связанность». Он охарактеризовал деятельность РТИ по развитию транспортных коридоров в регионе, отметив, что потенциал развития региона требует более интенсивного улучшения транспортной связанности. В частности, не нужно уповать на существующие коридоры и логистические хабы, а нужно искать и другие опции, например, транспортные и транзитные каналы, комбинированные маршруты «море-суша», варианты интермодальных перевозок.
У Хао, заместитель директора Колледжа СВА Цзилиньского университета (Китай) выступил с докладом «Новая стратегия возрождения Северо-Восточного Китая: политический контекст, содержание и перспективы». Он отметил, что в 2015 г. темпы экономического роста трех провинций региона были самыми низкими среди всех провинций Китая. Этот факт и послужил импульсом для решения правительства КНР о принятии новой стратегии возрождения северо-востока. В апреле 2016 г. были опубликованы «Мнения ЦК КПК и Госсовета о комплексном возрождении старых промышленных баз, включая Северо-Восточный Китай». Следующим шагом было принятие трехлетнего плана, который определял ключевые проекты: в 2016 г. началась реализация 62 проектов, в 2017 г. – еще 33-х, и на 2018 г. намечено 32 проекта. Как отметил докладчик, к настоящему времени регион еще не вышел из относительного экономического спада. Это означает, что возрождение региона является не краткосрочной задачей, а потребует длительных усилий. Благоприятная политическая обстановка в СВА будет способствовать достижению поставленной цели.
Тагир ХУЗИЯТОВ, ведущий научный сотрудник Центра изучения российско-японских отношений ВИ – ШРМИ, профессор кафедры мировой экономики ШЭИ ДВФУ, выступил с докладом «Стратегии развития Дальнего Востока России: современное состояние и вызовы». Докладчик охарактеризовал результаты курса на приоритетное развитие Дальнего Востока, включая особые экономические режимы. Была дана оценка выполнению Публичной декларации целей и задач Минвостокразвития России на 2017 г. Отмечено, что практически все поставленные задачи выполнены. Было сказано также, что поскольку большинство инвестиционных проектов находятся в стадии проектирования или на начальном этапе реализации, пока рано ожидать от них заметного вклада в экономический рост региона. С учетом значительного роста инвестиций в основной капитал их вклад должен проявить себя в ближайшие годы.
В то же время докладчик указал на вопросы, требующие рассмотрения и решения. К вопросам, по сути, технического или микроэкономического характера докладчик отнес отставание строительства объектов инфраструктуры в ТОР, высокие тарифы на газ и электроэнергию, практически не работающий режим свободной таможенной зоны, необходимость принятия специального Федерального закона об особенностях осуществления медицинской деятельности иностранными медицинскими организациями в рамках Свободного порта Владивосток и ряд других. Есть и две макроэкономические задачи, не решив которые, мы сможем говорить только об успехах инвестиционных проектов конкретных компаний, а не об успехах регионального развития. Первая задача – триединая – конвертирование единичных бизнес-успехов в общеэкономические: а) связывание отдельных инвестиционных проектов друг с другом, причем, не обязательно в рамках одной ТОР; б) связывание ТОР, специальных инвестиционных проектов и Свободного порта Владивосток в целостный комплекс; в) комплексное развитие территорий и муниципалитетов, на которых реализуются инвестиционные проекты; вторая задача – развитие социальной сферы (образование, медицинское обслуживание, жилищное строительство и др.) с целью создания нового уровня и качества жизни, привлекательного по сравнению с другими регионами России.
Возможно, обязательное включение специальных «дальневосточных» разделов в 27 государственных программ будет способствовать решению этих задач. Многое будет зависеть от содержания утвержденных программ и, главное, объемов финансирования «дальневосточных» разделов.
КУ Чун Мо, профессор Национального университета Канвон (Республика Корея), представил доклад «Состояние и вызовы стратегий регионального развития восточного побережья РК». Он отметил важность «новой северной политики», направленной на поиск новых драйверов роста корейской экономики. Ключевым аспектом этой политики является строительство Евразийского экономического сообщества через сотрудничество РК с Китаем и Россией. Таким образом, успех политики полностью зависит от того, насколько хорошо она будет спроектирована в смысле созвучия инициативе «Один пояс, один путь» Китая и новой восточной политике России. Города восточного побережья Кореи все активнее вовлекаются в различные инициативы и институты регионального сотрудничества в СВА.
Дэмчигжав ЭНХТУЯА, сотрудник Отдела политики секторального развития и регулирования Агентства национального развития Монголии, выступила с докладом «Стратегии регионального развития Монголии: состояние и вызовы». Было отмечено, что территория Монголии разделена на 5 экономических зон, каждая из которых обладает определенной специализацией. Так, специализация Западного региона – сельское хозяйство, Столичного – услуги и промышленность, региона Хангай – сельское хозяйство и промышленность, Центрального – сельское хозяйство, Восточного – сельское хозяйство. Столичный регион ранжируется как самый сильный, Восточный – как самый слабый. Было отмечено, что региональное планирование, политики и системы регионального развития недостаточно эффективны, а инструменты регулирования региональной экономики так и не определены. Сложности связаны также с растущим разрывом в экономическом развитии городов и сельских районов. Докладчик отметила, что Агентство национального развития готовит проект политического документа по всему комплексу вопросов регионального развития, который должен быть представлен правительству до конца 2018 г.
Минору КИМУРА, старший директор отдела национального планирования Департамента национального пространственного планирования и региональной политики Министерства земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, представил доклад «Состояние национального территориального планирования и широкомасштабные проекты как движущая сила регионального развития». Он пояснил, что современная система национального территориального планирования в Японии основывается на Законе о национальном пространственном планировании и состоит из двух уровней – национального и регионального. «Национальный план» принят правительством в 2015 г., «Региональный план» принят Министерством земель, инфраструктуры, транспорта и туризма в 2016 г. Япония испытывает сильнейшее двойное влияние сокращения рождаемости и старения общества. Кроме того, концентрация населения в столичной метрополии и сокращение плотности населения ставят под вопрос возможности обновления промышленности и регионального менеджмента в сельских районах. Еще один вопрос, который приходится учитывать в пространственном планировании. – природные катастрофы.
Одной из основ национального территориального планирования является развитие сети скоростного транспорта. В последние годы расширение этой сети ведется ускоренными темпами. Второй национальный план пространственного развития нацелен на преодоление последствий депопуляции и создание условий для двусторонних потоков людей, товаров, денег и информации между регионами.
Сессия С «Взаимодействие бизнеса и сотрудничество местных органов власти» включала 5 докладов. ВАН Синчжу, секретарь горкома КПК г. Суйфэньхэ (Китай), представил доклад «Суйфэньхэ создает взаимовыгодные условия для регионального экономического сотрудничества в СВА». Он отметил, что в 2016 г. Госсовет КНР одобрил создание «Национальной ключевой экспериментальной зоны развития и открытости Суйфэньхэ – Дуннин, а город в последние годы получил почетные звания «Национального цивилизованного города», «Китайского города, привлекательного для туризма» и «Китайского центра деревообрабатывающей промышленности».
Докладчик выделил следующие основные направления развития города: 1) дальнейшее использование географических преимуществ (например, развитие мультимодальных перевозок по маршруту Харбин – Суйфэньхэ – Россия – Азия); 2) упрочение базовых условий (расширение пропускной способности железнодорожного терминала, завершение в 2019 г. строительства аэропорта-хаба с маршрутами в Россию, Японию, Южную Корею, а также Пекин и Далянь); 3) ускоренная реализация потенциала пункта пропуска (город уже последовательно признан специальным пунктом импорта продуктов питания, экспорта свинины, импорта автомобилей, охлажденных и замороженных морепродуктов в потребительских целях; он стал экспериментальной зоной обращения рубля, модельной туристской зоной, городом безвизового въезда для граждан России и возврата налогов для выезжающих иностранных туристов); 4) интеграция ресурсов и более эффективное двустороннее сотрудничество (развитие не только торговли и транспортного сотрудничества, но и туризма); 5) создание основы для привлечения инвестиций (развитие системы промышленных парков и различных типов специальных зон).
ПЕН Шухай, заместитель секретаря парткома КПК г. Хуньчунь (Китай), выступил с докладом «Хуньчунь как крупнейший внешнеторговый город провинции Цзилинь». Он охарактеризовал, во-первых, географические преимущества города, расположенного на стыке границ трех стран, его транспортные связи с пятью странами региона, которые получают особое значение в свете инициативы «Один пояс, один путь». Во-вторых, город обладает благоприятными климатическими характеристиками. В-третьих, провинция Цзилинь обладает значительными запасами полезных ископаемых. В-четвертых, в городе создано несколько специальных экономических зон. Наконец, в городе сформирована уникальная полиэтническая среда.
Тосиаки КИККАВА, Генеральный директор Секретариата Комитета по управлению портом Сакаи (Япония) представил доклад «Экономические обмены по «морскому пути» в порту Сакаи и сотрудничество местных органов власти». Докладчик напомнил, что порт соединен уникальной регулярной паромной линией с Донхэ (Корея) и Владивостоком. Линия начала работу в июне 2009 г., а в апреле 2017 г. в порту сошел на берег 200-тысячный пассажир. Население примыкающей к порту территории превышает 600 тыс. чел., регион обладает значительными туристскими ресурсами. Порт является членом Азиатской ассоциации круизных терминалов, и число судозаходов круизных судов разного типа постоянно увеличивается. «Морской путь», включающий регулярные линии и заходы круизных судов, порождает новые потоки людей и товаров, и может полностью изменить региональную транспортно-логистическую среду.
Норихито МИКАМИ, заместитель генерального менеджера международного отдела Банка Хоккайдо (Япония) выступил с докладом «Деятельность Банка Хоккайдо на российском Дальнем Востоке». Он сообщил, что с целью максимального использования географических преимуществ банк открыл представительства в Южно-Сахалинске (2009) и Владивостоке (2014). Банк вовлечен в многочисленные проекты на территории Дальнего Востока (сельское хозяйство, технологии строительства в регионах с холодным климатом, ЖКХ, переработка морепродуктов и технологии разведения лососевых). Докладчик указал и на препятствия на пути российско-японского делового сотрудничества, в частности, система дистрибуции на российской стороне. Он посоветовал японским компаниям, заинтересованным в поставках товаров в Россию, либо находить надежного российского партнера-импортера, либо создавать в России свою дочернюю компанию, которая будет заниматься импортом.
Ёитиро ХИРА, начальник операционного отдела Ассоциации экономического сотрудничества в бассейне Японского моря (Хокурику, Япония), в докладе «Экономические обмены с Республикой Корея» рассказал о ежегодных конференциях, проводимых в Хокурику и посвященных региональному сотрудничеству с Кореей. Конференции проводятся поочередно в одной из трех префектур Японии (Тояма, Фукуи, Исикава) и четырех восточных регионах Кореи. Вопросы, поднимаемые на конференциях, не ограничиваются бизнесом – в сотрудничество вовлечены университеты, НИИ, муниципалитеты.
Международная конференция по экономическому развитию СВА (NICE) подтвердила свой высокий уровень и авторитет как чрезвычайно полезная площадка для обсуждения актуальных вопросов, обмена опытом, развития профессиональных связей, согласования интересов и формирования общих подходов к сотрудничеству и интеграции стран и территорий одного из ведущих регионов мира.