Правила проведения игр спортивного «Что? Где? Когда?»

Игры турнира «Слон» проходят в соответствии с Кодексом Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?».

http://mak-chgk.ru/rules/codex/

1. Игроки и команды

Игроками считаются лица, объединенные в команды для участия в соревновании, независимо от фактического присутствия или отсутствия за игровым столом.

За команду могут играть только включенные в ее заявочный состав игроки. В каждый момент за игровым столом могут находиться не более 6 игроков. Игроки команды, не принимающие участия в игре в данный момент, называются запасными. Замена игрока (ввод в игру запасного игрока) может производиться только в перерывах между турами. Игрок, опоздавший к началу тура, имеет право занять свое место только в перерыве между вопросными раундами с разрешения ведущего.

2. Формат игры

Игра проводится турами, состоящими из:

  • 12 вопросных раундов;

  • перерыва после игрового тура.

Вопросный раунд состоит из следующих частей:

2.1. Начало вопросного раунда;

2.2. Раздача иллюстративных материалов (если таковые используются);

2.3. Чтение вопроса;

2.4. Минута обсуждения;

2.5. Сбор ответов команд;

2.6. Оглашение ответа и комментария к нему.

3. Вопросный раунд

Сигналом о начале вопросного раунда является объявление ведущим номера очередного вопроса.

3.1. Чтение вопроса

Вопрос читается ведущим вслух, один раз, под запись.

При чтении вопроса ведущий не должен специальным образом выделять кавычки и другие знаки препинания, а также капитализацию отдельных букв, если иное явно не оговорено авторами вопроса.

Во время чтения вопроса и воспроизведения нетекстовых элементов команды должны вести себя максимально тихо.

О наличии в вопросе иллюстративных материалов ведущий сообщает до начала их раздачи.

Игроки не имеют права смотреть иллюстративные материалы до разрешения ведущего.

3.2. Минута обсуждения

Сигналом начала минуты обсуждения является команда ведущего «Время».

Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочными изданиями любого типа, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, находящихся за игровым столом. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами.

Через 50 секунд после начала минуты обсуждения даётся сигнал «осталось 10 секунд».

Через 60 секунд после начала минуты обсуждения даётся сигнал «обсуждение закончено». На этом минута обсуждения заканчивается.

3.3. Сбор ответов команд

Через 10 секунд после сигнала «окончание обсуждения» даётся сигнал «прошу собрать ответы». До этого сигнала капитан (или иной игрок) команды обязан написать ответ на карточке и поднять руку с этой карточкой. Если у команды нет ответа, незаполненная карточка всё равно должна быть поднята. После сигнала «прошу собрать ответы» поднятую карточку уже нельзя опустить или заменить поднятую карточку, а также изменить написанный на ней ответ.

Если капитан команды не поднял карточку до сигнала «прошу собрать ответы», опустил ее после сигнала «прошу собрать ответы», если карточка была заменена или в ответ были внесены какие-либо изменения после сигнала «прошу собрать ответы», ответ считается сданным с нарушением правил. Секундант должен проинформировать об имевшем место, по его мнению, нарушении правил команду и ведущего. Карточку с ответом он при этом обязан взять у команды, надорвать и передать ведущему.

3.4. Оглашение ответа

После того как сбор ответов команд закончен, ведущий читает ответ и комментарий.

3.5. Блиц-вопрос

Блиц-вопрос состоит из преамбулы и двух или более мини-вопросов, на каждый из которых командам даётся определённое время. Суммарное время на все мини-вопросы составляет одну минуту. Преамбула включает информацию о том, что данный вопрос является блиц-вопросом, о числе мини-вопросов и о времени, которое даётся на каждый мини-вопрос.

Ответы на все мини-вопросы близ-вопроса пишутся на одной карточке в том порядке, в каком задаются мини-вопросы.

Сигнал «осталось 10 секунд» для блиц-вопроса не используется. Перерывов между мини-вопросами не предусматривается.

Краткий перерыв между раундами предназначен для подготовки ведущего и секундантов к следующему вопросу, подготовки иллюстративных материалов к раздаче, предоставления опоздавшим или временно покинувшим игровой зал игрокам возможности занять место за игровыми столами с разрешения ведущего.

4. Перерыв между вопросными раундами

В перерыве между раундами ведущий вправе проинформировать команды об итогах ранее завершившегося раунда, если вопрос был взят всеми, ни одной или одной командой, в последнем случае указав, какой именно. Он также может озвучить один или несколько неправильных ответов, не указывая, какие команды их дали.

В перерыве между раундами капитан команды вправе:

  • информировать ведущего об ошибке, допущенной командой в написании на бланке названия команды, и просить об оперативном ее исправлении;

  • обратить внимание секунданта или ведущего на нарушения правил, допущенные другими командами, или на некорректное поведение игроков других команд либо нарушение ими порядка в игровом зале.

Данные обращения подаются через секунданта либо непосредственно ведущему, если это не мешает работе ведущего и не нарушает порядка в игровом зале. Просьба должна быть выражена в корректной форме.

5. Перерыв между турами

Перерыв между турами предназначен для подведения итогов тура, подачи апелляций, оглашения вердиктов, отдыха ведущего, игроков и зрителей.

Промежуток времени от момента окончания последнего тура до момента принятия окончательных результатов приравнивается к перерыву между турами.

В перерыве между турами ведущий рассматривает случаи нарушения правил, зафиксированные секундантами или самим ведущим в ходе игрового тура или после его окончания. Ведущий имеет право вынести предупреждение команде, которая нарушила (или игрок которой нарушил) правила игры, принять решение о техническом незачете ответа, а также применить иное предусмотренное регламентом наказание.

6. Принципы зачёта ответов

В общем случае правильным ответом считается ответ, удовлетворяющий условиям и контексту вопроса не в меньшей степени, чем авторский.

Под условиями вопроса понимаются:

  • факты и логические связи, определяющие суть ответа, сформулированные в явном виде в тексте вопроса (и, возможно, в иллюстративных материалах);

  • форма вопроса, то есть содержащееся в тексте вопроса явное указание на то, какая категория (объект, действие, качество и т.д.) должна содержаться в ответе;

  • требования к формулировке ответа, то есть содержащиеся в тексте вопроса явные указания на то, какими свойствами должен обладать текст ответа (например, количество и свойства слов, букв и т.д.).

Под контекстом вопроса понимаются не упомянутые в тексте вопроса в явном виде, но имеющие к нему (и, возможно, иллюстративным материалам) непосредственное отношение факты, а также логические следствия, однозначно вытекающие из текста вопроса (и, возможно, иллюстративных материалов).

6.1. Правильный ответ

Ответ команды считается правильным, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих условий:

  • совпадает с авторским ответом;

  • соответствует какому-либо из явно сформулированных критериев зачета;

  • соответствует форме вопроса, требованиям к формулировке ответа и какому-либо из описательно сформулированных критериев зачета;

  • соответствует форме вопроса и требованиям к формулировке ответа и при этом является более точным, чем авторский ответ (например, свободен от ошибок, имеющихся в авторском ответе);

  • соответствует форме вопроса и требованиям к формулировке ответа и при этом может быть интерпретирован как развернутый ответ, т.е. включает авторский или эквивалентный ему ответ, а также дополнительную информацию, которая не может быть принята за другой ответ, не противоречит содержанию вопроса и не содержит грубых фактических ошибок;

  • не подпадает под действие предыдущих случаев, но соответствует всем без исключения условиям вопроса не в меньшей степени, чем авторский ответ или какой-то из ответов, соответствующих критериям зачета;

  • не подпадает под действие предыдущих случаев, но соответствует всем без исключения условиям вопроса при некоторой логически непротиворечивой альтернативной интерпретации текста вопроса и/или иллюстративных материалов (например, соответствует иному значению отдельных многозначных слов в тексте вопроса).

Ответ на блиц-вопрос признается правильным в том и только в том случае, когда правильными признаются ответы на все входящие в него мини-вопросы.

6.2. Неправильный ответ

Ответ команды считается неправильным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • не существует интерпретации текста вопроса, иллюстративных материалов или критериев зачета, при которой он соответствовал бы всем условиям вопроса (включая личный опыт автора) или критериям зачета (за исключением случая, когда он совпадает с авторским ответом);

  • он содержит более одного ответа на вопрос, причем хотя бы один из ответов неверен;

  • он содержит дополнительную информацию, которую можно принять за другой ответ, причем этот ответ неверен;

  • он содержит дополнительную информацию, искажающую смысл ответа, содержащую грубые фактические ошибки или противоречащую условиям вопроса;

  • он отличается от авторского ответа грамматически, причем соблюдение грамматики требуется в вопросе явно или это отличие меняет смысл ответа;

  • он не соответствует форме вопроса (за исключением случаев, предусмотренных параграфом 6.1.);

  • он не соответствует требованиям к формулировке ответа (за исключением случаев, предусмотренных параграфом 6.1.);

  • он является формальным, т.е. лишь повторяет некоторые из фактов и логических связей, явным и очевидным образом содержащихся в условиях вопроса.

6.3. Оценка соответствия критериям зачета

В случае если в критериях зачета указано, что зачет должен осуществляться по смыслу, соответствующими этому критерию следует признавать ответы, отличающиеся от авторского по степени конкретизации или точности, но близкие к нему по содержанию (например, не вполне точные цитаты),

В случае если в критериях зачета указано, что зачет должен осуществляться по ключевым словам (словосочетаниям), соответствующими этому критерию следует признавать ответы, содержащие ключевые слова (словосочетания) и не подпадающие под действие параграфа 6.2.

В случае если в критериях зачета указаны конкретные варианты ответов, которые должны считаться правильными или неправильными, зачет (в отношении таких ответов) должен осуществляться в соответствии с этим указанием.

6.4. Оценка ответов, незначительно отличающихся от авторского

Подлежит зачету ответ команды, который содержит орфографические (ошибки в написании слов), пунктуационные (отсутствие либо неправильное применение знаков препинания, пробелов между словами и капитализации), грамматические (использование в ответе неправильного падежа, рода, числа, времени, лица, наклонения или иной грамматической формы), синтаксические (отличия в использованных предлогах, союзах и др. служебных словах, не изменяющие общего смысла ответа) ошибки или описки, не дающие оснований для различных толкований, причем условия вопроса не требуют в явном виде грамматически точного ответа, а после исправления этих ошибок или описок в соответствии с однозначным толкованием ответ будет соответствовать одному из условий зачета, перечисленных в параграфе 6.1.

Подлежит зачету ответ команды, отличающийся от авторского, в случае если это отличие является несущественным для понимания смысла ответа в контексте заданного вопроса и незначительно нарушает требования к формулировке ответа.

Несущественными рекомендуется признавать, в частности, следующие отличия:

  • трансляционные — использование в ответе перевода вместо иноязычного выражения или наоборот; использование варианта перевода, отличного от авторского; транслитерация иноязычного выражения буквами из алфавита одного из языков, на котором проводится игра. (если условия вопроса не определяют в явном виде язык, на котором должен быть дан ответ);

  • семантические — использование синонимических оборотов или распространенной альтернативной версии устойчивого выражения (даже если она менее распространена, чем авторская).

6.5. Особые случаи

Информация на карточке с ответом, заключенная в скобки (круглые, квадратные, фигурные, косые или угловые), независимо от того, какое отношение она имеет к информации, написанной вне скобок, а также от того, есть ли вообще на карточке информация вне скобок, считается комментарием, не являющимся частью ответа, и не может влиять на зачет или незачет ответа. Исключением из этого правила является случай, когда скобки являются существенной составной частью авторского ответа.

Сданный командой бланк, не содержащий никакой информации, кроме номера вопроса и номера команды, называется пустым ответом. К пустому ответу приравниваются:

  • перечеркнутый бланк (независимо от того, что на нем написано и/или нарисовано);

  • ответ, в котором все написанное зачеркнуто или замазано иным образом (если вопрос не подразумевает зачеркнутый ответ);

  • ответ, заключенный в скобки (если вопрос не подразумевает ответа именно в скобках);

  • ответ в виде прочерка или математического символа ø («пустое множество»), если вопрос не предполагает ответа именно в виде этих символов.

Если вопрос требует назвать некий предмет, восстановить пропуск в предложении и т.п., то пустой ответ содержательно интерпретируется как равносильный ответам: «такого предмета нет», «ничего не пропущено» и т.п.

7. Апелляции

Допускаются апелляции следующих типов:

  • апелляция на зачет ответа — просьба команды засчитать ответ, не засчитанный ведущим;

  • апелляция на некорректность вопроса — просьба команды снять вопрос, который она считает некорректным в связи с фактической ошибкой в тексте вопроса или авторского ответа;

7.1. Порядок рассмотрения апелляций

При наличии по одному и тому же вопросу апелляций разных типов сначала рассматриваются все апелляции на некорректность вопроса либо на ошибку ведущего; если они удовлетворены, то апелляции на зачет ответа не рассматриваются.

Жюри не обязано при разборе апелляций ограничиваться аргументами, указанными в апелляции.

Если апелляция на некорректность вопроса не подавалась, жюри не имеет права снять вопрос по своей инициативе.

Если апелляция на зачет ответа не подавалась, жюри имеет право зачесть его, только если этот ответ (или ответ, признанный жюри эквивалентным этому) зачтен по другой апелляции на тот же вопрос.

При рассмотрении апелляций жюри не может принимать во внимание содержащиеся в них ссылки на источники, не существовавшие на момент задания вопроса. Например, не принимаются во внимание материалы, размещенные в интернете после этого момента, и свидетельства о любых действиях, совершенных после этого момента.

7.2. Разбор апелляции на зачет ответа

Основанием для подачи апелляции на зачет ответа является мнение апеллирующей команды о том, что сданный ею ответ является правильным наряду с авторским или иным ответом, засчитанным жюри.

При рассмотрении апелляций на зачет ответа жюри должно оценить степень соответствия данного ответа тексту и смыслу вопроса, руководствуясь правилами и рекомендациями, изложенными в параграфе 6. Если данный ответ полностью соответствует условиям и контексту вопроса или степень соответствия не ниже, чем у авторского ответа либо у любого из ответов, удовлетворяющих критериям зачета и/или засчитанных жюри, он засчитывается.

Удовлетворение апелляции влечет за собой безусловный зачет этого ответа апеллировавшей команде и всем другим командам, давшим его, вне зависимости от того, апеллировали они или нет. Жюри обязано изучить все ответы на этот вопрос, данные участниками турнира, и засчитать те из них, которые сочтет эквивалентными засчитанному

7.3. Разбор апелляции на некорректность вопроса

Основанием для подачи апелляции на некорректность вопроса является фактическая ошибка, обнаруженная в тексте вопроса или авторского ответа, а также иллюстративных материалах. Кроме того, поводом для подачи апелляции на некорректность вопроса могут служить фактические ошибки, привнесенные ведущим при задании вопроса.

Фактической ошибкой считается доказанное несоответствие действительности любого факта вопроса, включая личный опыт автора, а также доказанное несоответствие или противоречие между вопросом и авторским ответом.

Вопрос признается некорректным в случае наличия в тексте вопроса (и/или авторского ответа) существенной фактической ошибки. Существенность ошибки определяет жюри. При определении существенности жюри не должно принимать во внимание описание минуты обсуждения команды, если оно приведено в апелляции. Жюри должно принимать решение только исходя из своего представления о том, насколько эта ошибка критична для взятия вопроса.

Не может служить основанием для принятия апелляции на некорректность вопроса:

  • ошибка или некорректность, обнаруженная в комментарии к вопросу или сведениях об источниках информации (за исключением случая внесения изменений в документ, являющийся источником вопроса, или ограничения доступа к этому документу);

  • несоответствие или противоречие между вопросом и авторскими критериями зачета либо между вопросом и ответом, отличным от авторского, но зачтенным ведущим.

Как правило, не могут служить основанием для признания вопроса некорректным:

  • использование в тексте вопроса метафорических оборотов, гипербол и литот, метонимического переноса значений, эллиптических оборотов (если смысл их понимается достаточно однозначно), оксюморонов, синекдох, одушевления и олицетворения и др. тропов естественного языка (однако грубое нарушение грамматических норм, например, безусловно одушевленный ответ на вопрос “что?” или безусловно неодушевленный ответ на вопрос “кто?”, может быть основанием для снятия вопроса);

  • использование в тексте вопроса переносного смысла слов и выражений либо не основного их значения;

  • мелкие грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки, не позволяющие истолковать вопрос по-иному;

  • оговорки ведущего (перенос ударения, неправильное интонационное выделение слов и выражений), не позволяющие истолковать вопрос по-иному.

При наличии в тексте вопроса и/или авторского ответа или иллюстративных материалов ошибки (в том числе существенной), препятствующей авторской трактовке вопроса, вопрос, как правило, не подлежит снятию при наличии иной, корректной трактовки, приводящей к тому же авторскому ответу (пусть даже и не предусмотренной авторами).

Удовлетворение апелляции на некорректность вопроса влечет за собой безусловное аннулирование очков, начисленных за этот вопрос командам, участвующим в турнире.

В случае обнаружения фактической ошибки в одном из мини-вопросов блица снимается блиц-вопрос целиком.

8.Виды дисциплинарных санкций

  • замечание;

  • предупреждение;

  • технический незачет ответа;

  • удаление из зала до окончания тура;

  • отстранение от участия в соревновании.

8.1. Замечание и предупреждение

Замечание представляет собой устное указание участнику соревнований или зрителю на допущенное им разовое незначительное нарушение норм настоящего Кодекса, регламента или порядка в игровом зале. Общее количество объявленных одному участнику соревнований или зрителю замечаний не ограничивается; однако повторные нарушения могут повлечь за собой применение более строгих санкций.

В случае повторного незначительного нарушения участнику соревнований или зрителю может быть объявлено предупреждение. Предупреждение может быть объявлено и без предварительного замечания – в случае более серьезного нарушения норм настоящего Кодекса, регламента или порядка в игровом зале. Нарушения, вновь допускаемые после вынесения предупреждения, влекут за собой более строгие санкции.

8.2. Технический незачет ответа

В случае нарушения командой правил поведения в ходе вопросного раунда или правил сдачи ответа ответ команды может быть не зачтен, даже если он является правильным. Соответствующее решение называется техническим незачетом ответа.

Основанием для технического незачета может быть:

  • сдача ответа на бланке с неправильным номером вопроса либо с неправильным названием команды или вообще без названия команды;

  • сдача ответа на самодельном бланке;

  • опоздание при сдаче карточки с ответом, выразившееся в слишком позднем ее поднятии или попытке заменить поднятую карточку (или изменить ее текст) после сигнала о начале сбора ответов.

Ведущий имеет право признать нарушение незначительным и рассмотреть ответ команды на общих основаниях, ограничившись при необходимости вынесением замечания или предупреждения.

Если эти нарушения вызваны какими-либо уважительными причинами, в перерыве между турами капитан команды вправе обратиться в ведущему с просьбой об отмене технического незачета. Отказ ведущего в этой просьбе является окончательным.

Автоматически влекут технический незачет следующие нарушения:

  • нарушение численного либо заявочного состава команды в ходе вопросного раунда;

  • обмен в ходе вопросного раунда информацией с игроками других команд, запасными игроками или зрителями; пользование справочной литературой или иными печатными изданиями, компьютерной техникой или средствами связи.

8.3. Удаление до окончания тура

Удалению из зала до окончания тура может быть подвергнут игрок, команда, секундант или зритель за неоднократное или грубое нарушение норм данных правил, регламента или порядка в игровом зале.

Удаление до окончания тура может быть произведено без предшествовавшего замечания или предупреждения.

При удалении игрока до окончания тура замена его в ходе тура запасным игроком не допускается. Отказ удаленного игрока покинуть зал может являться основанием для удаления всей команды.

При удалении команды до окончания игрового тура ее ответы на оставшиеся в туре вопросы считаются не сданными.

8.4. Отстранение от участия в соревновании

Команда или отдельные участники соревнования могут быть отстранены от дальнейшего участия за грубое нарушение норм настоящих правил, регламента или порядка в зале, а также за вопиюще некорректное поведение.

Отстранение от участия в соревновании предполагает последующее разбирательство допущенных нарушений с возможным применением дополнительной санкции в виде дисквалификации.

Отстранение игрока от дальнейшего участия в соревновании не исключает его замену в последующих турах на запасного игрока.

При отстранении команды от дальнейшего участия в соревновании вопрос об аннулировании уже показанных ею результатов решается особо. В случае если уже показанные результаты команды не аннулируются, ее ответы на вопросы оставшихся туров подвергаются автоматическому техническому незачету.

8.5. Смягчение и отмена дисциплинарных санкций

Замечание или предупреждение, вынесенные участнику соревнования или зрителю, считаются погашенными по окончании соревнования.

По ходатайству игрока или команды, подвергшихся дисквалификации, оргкомитет турнира вправе пересмотреть свое решение, сократив срок дисквалификации или отменив ее. При отмене вынесенных ранее дисциплинарных санкций решение о техническом незачете ответов уже закончившегося соревнования не может быть пересмотрено ни в каком случае, и результаты соревнования пересмотру не подлежат.