Признаки вовлечённости в организацию экстремистского толка

Признаки вовлечённости лица в экстремистскую организацию:

1) внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса. Устойчиво произносятся ранее не использовавшиеся слова, которые не характерны для конкретной микро- социальной группы или семьи, и обозначают:

- иерархию в религиозной или военизированной структуре (эмир, эмират, джихад, моджахед);

- новые социальные обязательства (иншалла (клянусь), «хлебом клянусь», упоминание названий джамаатов, к которым принадлежит человек);

- цитаты из религиозных текстов или ссылки на них.

Такого рода «ключевые слова» обычно используются в пропагандистских листовках, брошюрах, материалах, в том числе псевдорелигиозного разъясняющего характера.

2) резкое изменение признаков поведения, ранее не характерных для конкретного человека:

- внезапно без видимых причин бросает курить, употреблять спиртные напитки, использовать бранные слова, объясняя это новыми правилами жизни;

- общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным; раздражение в случае расспросов о его состоянии; симптоматика устойчивого страха, подозрительности. Возможен и диаметрально противоположный вариант – человек становится уверенным, даже самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе;

- внезапная интенсивная увлеченность силовыми видами спорта, восточными единоборствами, стрельбой, владение холодным оружием;

- внезапная без видимых причин увлеченность религиозными, эзотерическими материалами (видеоролики, тексты, специализированные электронные ресурсы); в разговоре – ссылки на новые авторитеты в этой области или ссылки на содержание видеороликов, текстов, сайтов;

- увлеченность специальными компьютерными играми, в которых разыгрываются смешанные (онлайн и оффлайн) сценарии, основанные на пропаганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния, включающие прямые насильственные действия в реальной жизни и требующие фото- видео- отчета в онлайн режиме

- изменяется отношение к женщине. Поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способностях и личных качествах. Отношение к женщине становится высокомерным, как к «низшему существу»;

- резкое и внезапное изменение пищевого рациона – отказ от блюд из свинины, обилие растительной пищи и травяных приправ;

3) смена обычной одежды на специализированную, смена прически:

- например, девушка из православной семьи начинает носить хиджаб; из гардероба исчезают т. н. «вызывающие» элементы одежды (декольтированные блузы, короткие юбки, чрезмерно яркая и пестрая одежда); изменяется прическа (голова в общественном месте всегда покрыта платком); из обихода исчезают духи и косметика;

- мужчина перестает носить галстук; цвета одежды «темнеют» и становятся однородными; появляются специализированные четки; отращивается характерная бородка. Лица, принадлежащие к ваххабизму, перестают носить нижнее белье, что соответствует особой традиции;

- появляются татуировки на арабском языке, чаще всего это цитаты из исламских религиозных текстов, а также татуировки, пришедшие из куль- туры «исламских моджахедов» (татуировки на японском или китайском языках в современной культуре воспринимаются скорее как интересные картинки, придавая владельцу стиль и элемент загадочности);

- из разряда очевидного: в гардеробе молодого человека появляются одежда с нацистской символикой, стилизованные ботинки, предметы- атрибуты (например, значки с нацистской символикой); наносятся татуировки с нацистской символикой или цитатами из соответствующих источников; стрижка очень короткая или голова обривается;

4) появление новых знакомых/приятелей, новой социальной микрогруппы с неочевидной социальной идентификацией:

- новые знакомые не принадлежат к студенческой среде;

- по возрасту значительно старше;

- явное несовпадение круга интересов и круга знакомых;

- новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни

или умышлено искажают их;

- новые знакомые избегают знакомства с семьей или ближайшим окружением молодого человека, предпочитают общение онлайн или в собственной группе.