Занятие 1

Тренируемые речевые умения: правильно понимать и употреблять языковые средства в рамках отдельного предложения/ высказывания (способы выражения грамматического и логического субъекта, предиката, правила согласования грамматического субъекта и предиката).

1. Прочитайте сводный грамматический материал.

выражение субъекта

Существительное:                Врач Иванова вошла в кабинет.

Местоимение:                       Мы занимаемся русским языком.

(субстантивированное)       Никто не опоздал на занятие.

Прилагательное:                  Взрослые наблюдали за игрой детей.

Числительное:                      Пять не делится на два без остатка.

Глагол (inf):                          Учиться всегда пригодится.

Словосочетание:                  Оба брата пришли вечером.

субъект ⇔ предикат

1 - Приехал двадцать один студент.

Приехала двадцать одна студентка.

2, 3, 4 - На занятии присутствуют три студента.

На занятии присутствовали три студента.

5, 6, ... - На занятии присутствуют (= присутствует) пять студентов.

На занятии присутствовало пять студентов.

МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО -

У меня было мало времени.

В экскурсии участвовало много студентов.

НЕСКОЛЬКО -

Прошло несколько минут.

Несколько пассажиров вышло (= вышли).

МИЛЛИАРД, МИЛЛИОН, ДЕСЯТОК;

СОТНЯ, ТЫСЯЧА, ЧАСТЬ, ПАРА, ПОЛОВИНА, МАССА;

МЕНЬШИНСТВО, БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО -

Заводом произведён первый миллион машин.

Половина неба покрыта тучами.

Часть студентов выбрала этот курс.

Большинство студентов выбрало другой курс.

          

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, ОКОЛО

Более сорока учеников ушли (= ушло) в поход.

Около двадцати студентов присутствует (присутствуют) на каждом занятии.

Полчаса осталось до отхода поезда.

Тридцать минут понадобилось для завершения работы.


2. Выберите форму предиката, дайте варианты, где возможно.

Двадцать книг                                  куплено / куплены студентами факультета.

Сборник задач                                  составлен / составлены преподавателями кафедры.

Тридцать три человека                    обнаружено / обнаружены под завалами зданий.

Пять студентов                                сдавало / сдавали тест в прошлом месяце.

Банка кофе                                        стояла / стояло на кухонном столе.

Два часа                                            ушло / ушли на посещение выставки.

Более 800 пособий                           издано / изданы в нашем издательстве.

Множество туристов                                  приезжают / приезжает в наш город.

Пять лет                                            прошли / прошло с момента нашего знакомства.

Около трёхсот зданий                     было снесено / были снесены в центре города.

3. Закончите предложения.

Много народу ________________________________________________________

Десять рабочих ________________________________________________________

Большинство гостей ____________________________________________________

Сорок один человек _____________________________________________________

Группа студентов _______________________________________________________

Курить ________________________________________________________________

4. Выполните задания 1 - 5 ЧАСТИ I типового теста.

5. Прочитайте сводный грамматический материал.

выражение предиката

Глагол

Изъявительное наклонение:                       Я учусь в университете.

                                                           Я буду сдавать экзамен через месяц.

                                                           Я хорошо готовился.

Сослагательное наклонение:          Я не смог бы закончить работу без тебя.

Повелительное наклонение:                      Расскажите мне о нём.

Существительное

(1):                 Мой отец - инженер.

                                   (5):                  Мой брат тоже будет (был)* инженером.

* - бывать, являться, становиться, стать, считаться, казаться, показаться, оказаться, представляться, называться

Прилагательное         

(1):                 Река спокойная.

                                   (5):                  Река будет (была)* спокойной.

Река была спокойная. - разговорный стиль речи.

Река была спокойной. - литературный стиль.

                        Полное:                     Река спокойная ( всегда).

                        Краткое:                    Река спокойна (сейчас, в эту минуту).

                                              

6. Измените предложения по моделям.

Модель:        Воздух чистый и свежий.

                        Раньше воздух всегда был чистым и свежим.

1. Летом ночи короткие. - Пришло лето и ночи стали ____________________________

2. Этот учитель очень строгий. - А раньше он не был ____________________________

3. Книга интересная. - Да, мне она тоже показалась ______________________________

4. Улица широкая и прямая. - Год назад она не была _____________________________

Модель:         День солнечный.

                        Завтра день будет солнечным.

Ветер не очень сильный. Завтра ветер тоже __________________________________        

Эта комната удобная. Новая тоже будет _________________________________________

Антон очень сильный. Виктор скоро тоже станет _________________________________

Русская грамматика трудная. Она всегда будет ___________________________________

Модель:         Ответ точный.

                        Ответ точен. Как изменится смысл предложения?

Рассказ интересный. _________________________________________________________

Вечер прохладный. __________________________________________________________

Обсуждаемые вопросы сложные. ______________________________________________

Ваше объяснение было ошибочным. ___________________________________________

7. Закончите предложения, используя изученные формы выражения предиката.

Его идеи кажутся мне ________________________________________________________

Анна и Мария всегда приходят на уроки ________________________________________

Не всё, что делает этот художник, представляется мне _____________________________

Подготовка к тесту ___________________________________________________________

Ваши идеи представляются мне ________________________________________________

После университета она будет __________________________________________________

Его отец всю жизнь был _______________________________________________________

Я думаю, погода завтра будет ___________________________________________________

8. Вставьте слова в предложение, объясните свой выбор.

1. (опасное – опасно)

Безусловно, сложившееся положение … . Наше положение крайне … . Даже не думайте спускаться с горы без страховки: это очень … . Это … задание смогут выполнить только опытные специалисты.

2. (добрые – добры)

Здесь все такие … . Вы так … . Будьте …, помогите перейти через дорогу. Вы слишком … ко мне.

3. (интересная – интересна)

Эта книга очень … . … жизнь, когда ты молод и активен! Как … статья в новом журнале! Я думаю, что эта проблема будет … вам.

4. (богатый – богат)

… наш край! Этот остров … разнообразием растительного и животного мира. В этом торговом центре всегда … выбор товаров.

5. (неудобное – неудобно)

Какое … это кресло! На этом диване … спать. Это расписание … . В новом здании абсолютно … расположение аудиторий.

9. Выполните задания 6 - 9 ЧАСТИ I типового теста.