Занятие 4

Тренируемые речевые умения: правильно понимать и употреблять языковые средства в рамках отдельного предложения/ высказывания), падежные формы союзного слова в определительных придаточных, изъяснительные, временные придаточные, а также придаточные места, условия, уступки.

1. Прочитайте сводный грамматический материал.

определительные придаточные

Я прочитал роман, какой?                 который только что вышел из печати (роман).

                                                           из которого я узнал много нового (из романа).

                                                           по которому сняли фильм (по роману).

                                                           которым интересуются все (романом).

                                                           о котором все говорят (о романе).

Союзные слова который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда и указательные слово ТОТ, ТАКОЙ:

Мы живём в стране, где любят спорт.

Настала минута, когда я понял всё.

Я рад был видеть друга, чьи советы мне всегда помогали.

Опасность появилась с той стороны, откуда мы её совсем не ждали.

Я хорошо знаю тот район, куда ты направляешься.

Редко бывают в мае такие дни, какой был сегодня.

2. Вставьте в предложения слово КОТОРЫЙ в правильной форме.

1. Вдали виднелось озеро, ______________ сверкало на солнце.

2. Мы отдохнули в тени деревьев, _______________ росли на берегу.

3. Из-за деревьев показались крыши домов, ________________ мы направлялись.

4. Писатель закончил роман, ________________ он работал три года.

5. В воскресенье я пойду в гости к другу, __________________ уже давно не был.

6. В своём выступлении он коснулся всех проблем, _______________ мы интересовались.

7. Под деревьями, _________________ падала густая тень, было прохладно.

8. Словари, ________________не было в книжном магазине, можно взять в библиотеке.

9.Наши друзья, _________________мы были в гостях, учатся на физическом факультете.

10. У меня на родине много друзей, _______________я часто звоню.

3. Замените союзные слова на слово который.

1. Товарищ дал мне газету, где была его статья.

2. Мы поднялись на гору, откуда открывался прекрасный вид на всю долину.

3. Все смотрели на тот берег, куда причалила лодка.

4. Я позвонил в ту дверь, куда только что вошла девушка.

5. Лес, откуда мы вышли, уже скрылся в тумане.

6. На вечере выступал режиссер, чей новый фильм с интересом смотрела вся страна.

7. Я хорошо помню то воскресенье, когда мы вместе ездили за город.

8. Максим пошёл работать на завод, откуда недавно уволился его брат.

9.В доме, где находится аптека, живёт моя сестра.

10.Ты не знаешь, где учится девушка, чью фотографию мы видели в газете.

4. Найдите выражения, эквивалентные придаточной части.

1. Город располагает современными спортивными сооружениями, которые отвечают самым строгим требованиям.

            А) отвечающие строгим требованиям;

            Б) отвечающими строгим требованиям;

            В) отвечающий строгим требованиям.

2. Стадион, что построили в прошлом году, является уникальным архитектурным сооружением.

            А) построенный в прошлом году;

            Б) построенного в прошлом году;

            В) построенным в прошлом году.

3. Первые Олимпийские игры, которые состоялись в 1896 году, были проведены в Греции.

            А) состоявшимися в 1896 году;

            Б) состоявшиеся в 1896 году;

            В) состоявшихся в 1896 году.

4. В газете написано о космонавтах, которые в настоящее время совершают многодневный орбитальный полёт.

            А) совершаемые орбитальный полёт;

            Б) совершающие орбитальный полёт;

            В) совершающих орбитальный полёт.

5. Я отдал дежурной документы, которые оставили в аудитории.

            А) оставившие в аудитории;

            Б) оставленные в аудитории;

            В) оставленных в аудитории.

5. Вставьте в предложение слово ЧЕЙ.

1. Спортсмен, _________ успехи не раз радовали нас, вновь выступил с успехом.

2. Он с благодарностью говорит о тренере, __________ труд не пропал даром.

3. Мы встретились с тренером, ___________ имя широко известно в спортивном мире.

4. Спортсмен, _________ достижениями гордится вся страна, решил уйти из спорта.

6. Выполните задания 76 - 80 ЧАСТИ IV типового теста.

7. Прочитайте сводный грамматический материал.

придаточные изъяснительные

Я слышу, что кто-то пришёл.

Мы хотели бы знать, сколько человек приедет.

Никто еще не думал, когда и где лучше устроить собрание.

Союзы и союзные слова ЧТо, чтобы, как, кто, какой, сколько, почему, зачем, где, куда, откуда.

Соотносительное местоимение то ... что:

            Мы должны добиться того, чтобы все студенты выполняли домашнее задание.

            Заключаться в том, что...

            объясняется тем, что ...

            стремиться к тому, чтобы ...

            состоять в том, что ... и т.д.

            ЧТО

ЧТОБЫ

реальное, возможное действие:

1. глаголы речи - говорить, сказать, сообщить, писать, читать и т.д.;

2. глаголы умственного действия - думать, отрицать, пояснять и т.д.;

3. глаголы восприятия - видеть, слышать и т.д.;

4. глаголы чувства - ощущать, бояться, переживать, опасаться и т.д.

требуемое или желательное действие

1. глаголы побуждения - разрешить, требовать, просить, советовать, рекомендовать, влиять и т.д.;

2. глаголы желательности - желать, ждать, мечтать, добиваться, стремиться, предпочитать и т.д.

КАК - при глаголах восприятия - смотреть, заметить, слушать, следить и т.д.

8. Вставьте в предложения слова ЧТО, ЧТОБЫ или КАК.

1. Ему было трудно объяснить, ________ нам не удалось вылететь самолётом.

2. Он сказал, ________ собирает книги с детства.

3. Мне невольно пришло в голову, __________ я уже слышал этот голос раньше.

4. Учитель требовал, _________ я больше учил наизусть.

5. Я смотрела, __________ он это делает.

6. Я слышал, ________ они бросились догонять того человека.

7. Он думал, _______другу удаётся так легко решать все проблемы.

8. Родители попросили меня, ________я привёз им русские сувениры.

9. Мой преподаватель всегда советует мне, _____я чаще смотрел русские фильмы.

10.Я хочу, ________ты увидел, _________прекрасно выглядит моя мама.

9. Используйте в предложениях соотносительное местоимение в нужной форме.

1. Мы надеялись ________ , что в воскресенье будет хорошая погода.

2. Я был очень рад _________ , что меня пригласили на этот вечер.

3. Я давно мечтал _________ , чтобы попасть на этот спектакль.

4. Он был уверен _________ , что друзья помогут ему.

5. Он упорно добивался ________ , чтобы перейти на другой факультет.

6. Мы очень довольны ___________ , что дочь поступила в университет.

7. Он удивлён _________________, что на собрании было так много людей.

8. Мы благодарны __________, что сможем побывать в России.

9. Проблема заключается ________, что в выходные дни все банки закрыты.

10. Надежды _______, что её поймут, практически не осталось.

10. Закончите предложения.

Трудность заключается в том, _______________________________________________

Моя цель состоит в том, ____________________________________________________

Пьеса кончается тем, _______________________________________________________

Преподаватель начал урок с того, ____________________________________________

Она очень рада тому, _______________________________________________________

11. Вставьте в предложения слова КТО и ЧТО в нужной форме.

1. Мне нужно то,      __________ он принёс.

                                   __________ они добиваются.

                                   __________ они стремятся.

                                   __________ они не могут обойтись.

2. Хорошо тому,       __________ много друзей.

                                   __________ всегда окружают близкие люди.

                                   __________ помогают товарищи.

                                   __________ нужен людям.

                                   __________ все любят и уважают.

3. Мы были готовы к тому,            ____________ случилось.

                                               ____________ нам пришлось заниматься.

                                               ____________ мы должны были делать.

                                               ____________ нас предупреждали.

12. Выполните задания 81 - 87 ЧАСТИ IV типового теста.

13. Прочитайте сводный грамматический материал.

обстоятельственные придаточные

место          Где? Куда? Откуда?

там - где, туда - куда, оттуда - откуда

Мы направились туда, откуда слышались смех и весёлые голоса детей.

                        Город построили там, где раньше была глухая тайга.

                       

время          Когда?

когда, пока, с тех пор как, прежде чем, как только, до того как и др.

                        Когда отец возвратился, то ни дочери, ни сына не было.

                        После того как работа была закончена, все разошлись по домам.

ЦЕЛь             Зачем? С какой целью?

чтобы; для того, чтобы; с тем, чтобы

                        Он записал адрес для того, чтобы не забыть.

                        Я пришёл, чтобы сообщить вам об этом.

ПРИЧИНА    Почему?

потому что; так как; оттого что; по причине того, что; благодаря тому, что и др.

Спать не хотелось, так как на душе было неспокойно.

Оттого, что мы встали рано, день казался очень длинным.

УСЛОВИЕ    При каком условии?

                        если, раз, когда

                        Раз дождя нет, можно идти дальше.

                        Если ты устал, давай останемся сегодня дома.

уступка    Несмотря на что?

                        хотя; несмотря на то, что; пусть (пускай)

                        Хотя наступил вечер, было очень жарко.

                        Пусть нам будет трудно, мы не остановимся в пути.

14. Задайте вопросы к придаточным предложениям.

1. Раз вы устали, давайте на сегодня закончим работу.

2. На улицах было много народу, потому что был праздник.

3. Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать.

4. Когда идёт первый снег, приятно видеть белую землю после осенней грязи.

5. Вследствие того что была засуха, урожай погиб.

6. Прошло много лет, с тех пор как они виделись в последний раз.

7.Как только я узнаю новости, я обязательно расскажу тебе.

8.Прошло пять лет, как мы расстались.

9. Мы собрались для того, чтобы обсудить наши дела.

10. Антон не пришёл на занятия, так как плохо себя чувствовал.

15. Вставьте в предложения нужные союзы и союзные слова.

1. Я научился читать, _________ мне было лет пять-шесть.

2. Туристы решили переночевать _____ , _____ они останавливались раньше.

3. Заметно похолодало, ______________ село солнце.

4. _____________ солнце село, мы успели дойти до села.

5. Он закрыл окно, __________ в комнате не было холодно.

6. Они принесли цветы, __________ хотели украсить класс к празднику.

7. Мы отправимся в путь завтра, __________ дождь перестанет.

8. Мне пора идти, ____________ очень жаль расставаться с вами.

9. Я дал ребёнку книгу с картинками, ________ ему не было скучно.

10.___________ студенты долго готовились, концерт мне не понравился.

16. Выберите выражения, эквивалентные выделенной части.

1. Город Нижний Новгород стоит при впадении реки Оки в Волгу.

            А) там, где река Ока впадает в Волгу;

            Б) потому что река Ока впадает в Волгу;

            В) хотя река Ока впадает в Волгу.

2. До завершения этой работы он не может уехать отсюда.

            А) чтобы он завершил эту работу;

            Б) до тех пор, пока он не завершит эту работу;

            В) потому что он завершит эту работу.

3. Для ответа на этот вопрос нам необходимо некоторое время.

            А) потому что нужно ответить на этот вопрос;

            Б) чтобы ответить на этот вопрос;

            В) раз нужно ответить на этот вопрос.

4. Благодаря опыту и знаниям, он работает успешно.

            А) хотя имеет опыт и знания;

            Б) когда имеет опыт и знания;

            В) так как он имеет опыт и знания.

17. Выполните задания 88 - 93 ЧАСТИ IV типового теста.