Занятие 7

Тренируемые речевые умения и навыки: способность тестируемого извлекать информацию, продуцировать письменный текст на заданную тему.

1. Прочитайте текст.

Как стать полиглотом

            Евгений Михайлович Чернявский – преподаватель иностранных языков и переводчик – обратился в «Комсомольскую правду» с письмом:      «В Вашей газете была помещена статья на интересную тему: почему не все люди знают иностранные языки? Почему знают их плохо? И – самое главное – кто в этом виноват? Плохие учебники, учителя, устаревшая методика? Всякий раз, читая такие статьи, испытываю желание сказать и своё слово: кажется, знания мои и жизненный опыт дают мне на это право».

            Благодаря этому письму мы и встретились с Евгением Михайловичем Чернявским.

            - Евгений Михайлович, для меня, например, загадка: где Вы брали время на изучение языков?

            - Никакой фантастики. Речь может идти о трёх вещах. Первая – «талант» к произношению, вторая – хорошая память, но здесь одно из другого вытекает: изучая языки, мы развиваем память. И, наконец, третье – в выигрыше оказываются смельчаки, те, кто отважно говорит на языке, пусть даже скверно. Всё. Трудность изучения иностранных языков подчиняется закону геометрической прогрессии. То есть, если принять затраты труда на изучение первого иностранного языка за единицу, трудность изучения второго составит половину, третьего – одну четвёртую, потом – одну восьмую и так далее. Я не был вундеркиндом. Просто кропотливо учил языки, а так как времени действительно не хватало, то приходилось использовать любую возможность совершенствовать язык. Например, мы с другом договорились: между собой говорим только по-английски! Даже позже – на фронте уже оба были – писали друг другу письма только на этом языке… А итальянский я учил во время трамвайных поездок на работу.

            - Евгений Михайлович, а посильны ли такие нагрузки для человека? Не естественнее ли ехать в трамвае и смотреть в окно, отдыхая в это время от забот и дел?..

            - Как сказать, может быть, и не естественнее. Ведь человек зачастую и не подозревает, какие колоссальные резервы не успевает использовать. Наукой доказано, что естественное состояние мозга – деятельность: она совершенствует, развивает его.                     - Следует ли отсюда, что гипнопедия – так, кажется, называется метод изучения языка во сне? – есть та самая сверхрациональная система?

            - Нет, не следует. С моей точки зрения, - сразу же прошу прощения, если попираю какие-то научные истины, - гипнопедия – метод для ленивых.

            - Вы вообще отрицаете всевозможные «школы» по изучению языков?

            - Я отношусь к каждому новому (и всегда сенсационному) методу – как бы это поточнее сказать – с долей здравого скепсиса, что ли… Не смею отрицать, что в них содержится рациональное зерно, но… Самое главное - для успешного освоения языка любым методом необходима заинтересованность человека, тогда он и сорок языков изучит. В этом вся соль!

-          Но, если всё так просто, то к чему тогда эти поиски выхода из «языкового тупика»?

- Гм!.. «Просто» – это на первый взгляд. Попробуйте теперь изобрести метод, который заставил бы хотеть учить язык? Я не согласен с теми, кто винит во всех грехах преподавателей, критикует учебники. Не здесь корень зла.

            - Вы знаете тридцать восемь языков. Зачем так много? Ведь, наверное, не все вам приходилось использовать в своей переводческой и преподавательской деятельности?

            - Видите ли, так или иначе приходилось использовать почти все. Но дело даже не в этом. Ведь когда мы говорим о спортивном азарте – взять ещё большую высоту, пробежать ещё быстрее, - мы же не думаем, что рекорд ставится во имя рекорда, мы понимаем, что человек тем самым открывает всё новые и новые свои возможности, исследует себя…

1.      Выберите правильный вариант окончания предложения.

1. Е.М. Чернявский обратился в газету …                        

а) с письмом о том, что качество учебников иностранного языка необходимо улучшать;

б) с вопросом о том, почему многие люди плохо знают иностранные языки;

            в) чтобы рассказать о своем опыте изучения иностранных языков.

2. Евгений Михайлович Чернявский считает, что для успешного изучения иностранных языков нужны…

а) заинтересованность в изучении этого языка;                      

б) талантливые преподаватели и хорошие учебника;

в) современные методики преподавания иностранных языков.

3. Преподаватель и переводчик отстаивает свою точку зрения на…

а) традиционные методы обучения;

б) гипнопедию, то есть метод изучения языка во сне;

в) суггестопедию, то есть метод применения внушения.

4. Евгений Михайлович относится к новым методам изучения иностранных языков…

а) с большим интересом;

б) скептично;

в) резко отрицательно.

1. Изучение языков – это способ…

а) познать свои возможности;

б) поставить еще один рекорд;

в) расширить границы преподавания и переводческой деятельности.

3. Прочитайте план. Отражает ли он полностью содержание текста?                                                    

План

1.      Что нужно, по мнению Чернявского, для успешного изучения иностранных языков?

2.      Как сам Евгений Михайлович изучал иностранные языки?

3.      Какие нагрузки, по мнению педагога, может выдержать человеческий мозг?

4.      Как Чернявский относится к методу изучения языка во сне?

5.      Каково отношение педагога к новым методам изучения иностранных языков?

6.      В чём, по мнению Евгения Михайловича, корень зла в изучении языков?

1.        Сформулируйте кратко основную мысль каждого абзаца текста и запишите её.

2.        Закончите начатые высказывания письменно, следя за тем, чтобы у вас получилось краткое, но связное, логичное изложение прочитанного текста.

В интервью с … .

По мнению … предпосылкой к успешному изучению иностранных языков… Евгений Михайлович Чернявский сам изучал … .

К каждому новому методу он относится … .

Так, например, метод гипнопедии .. .

Своё стремление к овладению языками Чернявский сравнивает с … .