Занятие 1

Тренируемые умения и навыки: координация субъекта и предиката в простом предложении. Умение употреблять видо-временные формы глагольного сказуемого, а также форм прилагательного и причастия в составе именного сказуемого в нейтральных и стилистически маркированных контекстах. Полные и краткие прилагательные и причастия в предикативной функции. Семантизация инфинитивных конструкций в функции предиката. Случаи употребления видо-временных форм глагола и инфинитива в функции императива.

КООРДИНАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА И ПРЕДИКАТА

Предикат – глагол

Субъект – существительное Û П:

Профессор Иванова вошла в кабинет.

Мой коллега раньше работал в институте.

Субъект – местоимение Û П.:      

Я был (была) в Москве.

Кто (кто-нибудь) был в Санкт-Петербурге?

                        Что (что-нибудь) там было интересного?

                        Все хорошо отдохнули.

                        Всё было хорошо.

Субъект – числительное Û П.:                  

В корзинке лежало пять яблок. Два лежали на столе.  

Семеро одного не ждут.

К крыльцу подъехало (подъехали) четверо саней.

Оба окна выходили на море.

Субъект – глагол (инфинитив) Û П.:

Заниматься спортом всегда было полезно.

                        Курить воспрещается.

Субъект – количественное словосочетание Û П.:

Приехал (приезжает) сорок один человек.

В составе делегации прибыли двадцать две (три, четыре) женщины.

Пять бизнесменов вошли в состав делегации (В состав делегации вошло пять бизнесменов).

Пять минут пролетело незаметно. Прошло десять лет.

                        170 студентов института приняло участие в соревнованиях.

В кружке занималось только (лишь) шесть студентов.

МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО

Сколько делегатов присутствовало на конференции?

НЕСКОЛЬКО, МЕНЬШИНСТВО, БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО

                                   Несколько книг стояло на полке.

Несколько политиков высказались (высказалось) против законопроекта.

Множество домохозяек предпочитает (предпочитают) всем другим стиральным порошкам отечественные.


МИЛЛИАРД, МИЛЛИОН, ДЕСЯТОК

Первый миллион кубометров российского газа поступил потребителям.

СОТНЯ, ТЯСЯЧА, ЧАСТЬ, ПАРА, ПОЛОВИНА, МАССА

Половина пирога исчезла в одно мгновенье.

ПОЛЧАСА, ПОЛ-                          

До отхода поезда осталось полчаса.

                                   Осталось полпирога.

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, ОКОЛО                          

В адрес редакции пришло около сотни писем.

Субъект – сочетание существительных с предлогом Û П.:

Мы с братом учились в художественной школе.

Брат с сестрой закончили школу в прошлом году.

Мать с сыном ходила к врачу.

Мать с сыном ходили к врачу.

Однородные субъекты Û П.:

Брат и сестра учатся в одной школе.

                                   Брат или сестра встретит вас.

Как брат, так и сестра в детстве увлекались рисованием.

Предикат - составное именное сказуемое

С. Û предикат – связка + именная часть (существительное):

БЫВАТЬ, ЯВЛЯТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СЧИТАТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, ПОКАЗАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, ПРЕДСТВЛЯТЬСЯ, НАЗЫВАТЬСЯ

Петров является ведущим инженером завода.

Она была царицей (ее положение в государстве).

Уж она была царица! (соответствовала этому положению по своим личным качествам)

С. Û предикат – связка + именная часть (полное или краткое прилагательное):

Лена красивая (всегда).

                        Лена сегодня очень красива.

                        Она свободная и независимая (характер).

Вы свободны? (=У вас есть свободное время?)

Он очень строгий.

Он слишком строг к детям (категоричность).

Река была спокойной (литературный стиль).

Река была спокойная (разговорный стиль).

Субъект – местоимение «ВЫ» Û предикат - полное или краткое прилагательное:

Вы умная и красивая (женщина).

                        Вы умные и красивые (дети).

                        Вы умны и красивы (комплимент).

Петр Иванович, будьте всегда молодым и здоровым!

Дети, будьте вежливыми и воспитанными!

С. Û предикат – связка + именная часть (полное и краткое причастие):

Дом был (казался) разрушенным (состояние дома).

Дом разрушен (факт того, что кто-то разрушил дом).

Здесь будет город заложен.

Субъект – количественное словосочетание Û предикат прилагательное или причастие:                                    

Много людей (было) обмануто в своих ожиданиях.

Большинство детей отправлено домой из-за эпидемии гриппа.

Большинство детей были маленькими.

                                                                      

Инфинитивные конструкции

Предикат в отрицательной инфинитивной форме:                                                                                                                                    Этому (3) не бывать!

                                                                       Эту работу (4) не переделать.

                                                                       Нечем (5) гордиться.

                                                                       Не о чём (6) горевать!

Инфинитив в функции императива:

                                                                       Стоять!

                                                                       Всем молчать!

1. Найдите подлежащее и сказуемое и объясните тип согласования. Укажите возможные лексические варианты.   

1. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомлёнными лицами сидели за столами, пили и ели (Л. Н. Толстой).

2. И живут в квартире с ними два ужа и два ежа, целый день поют над нами два приятеля-чижа (С. Михалков).

3. Уже много карет проехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов).

4. «Лови, лови его!» – кричало несколько хлопцев в тесном конце улицы (Н. В. Гоголь).

5. Желала бы я, очень желала, чтоб и ещё пятнадцать лет так прошло (А. Островский).

6. Несколько пуль провизжало над моей головой (М.Ю. Лермонтов).

7. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знал, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно (А. П. Чехов).

8. Множество рук стучат во все окна с улицы (Н. С. Лесков).

9. За большим с резными ножками столом сидело четверо (Н.).

10. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин (Н.В. Гоголь).                                                      

2. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

1. По данным ЮНЕСКО, большое количество людей в развивающихся странах остан_____ неграмотн_____, если не будет увеличено число школ.

2. Немало журналистов выразил____ своё возмущение в СМИ по поводу его ареста.

3. Принима____ся ряд мер к ускорению ремонта здания.

4. Большинство стажёров приезжа_____ в университет с начальным уровнем подготовки по русскому языку.

5. Осенью на первый курс нашего университета поступил_____ около пятисот молодых людей.

6. Подавляющее большинство слушателей показал_____ на тесте глубокие знания.

7. Большинство депутатов Государственной Думы выступал____ против этого предложения.

8. Последние пятнадцать минут прошл____ .

9. Завтра к тебе в больницу приед____ бабушка или дедушка.

3. Составьте предложения, добавив к данным словосочетаниям сказуемые и необходимые второстепенные члены.                

  1. Мы с другом __________________________________________________
  2. Сестра с братом _______________________________________________
  3. Преподаватель с группой студентов ______________________________
  4. Офицер с солдатами ___________________________________________
  5. Мать с отцом _________________________________________________
  6. Я и мои друзья ________________________________________________
  7. Она с коллегами ______________________________________________
  8. Ель с березою ________________________________________________
  9. Тюльпаны с нарциссами _______________________________________
  10. Олег и Марина _______________________________________________

4. Выберите нужную форму предиката.                                     

А. Много людей в этом тысячелетии, как и в предыдущих, ____________ заповеди и законы, _________________ вавилонскую башню прогресса, ________________биты её обломками. И начинали всё снова (нарушали, нарушало; строили, строило; бывали, бывало).     

Б. Большинство правительств ___________________ все усилия, чтобы укрепить стабильность в обществе (предпринимали, предпринимало).

В. В нашей группе двадцать пять студентов …………………………на «хорошо», и только пять студентов ………………………на «отлично» (учатся, учится).

5. Выберите предикат, характерный для газетно-публицистического стиля.                      

1. Неконтролируемое уничтожение лесов на планете ____________________ самому существованию человечества (служит во вред, наносит вред, вредоносно, идёт во вред).

2. Работы Вернадского о роли живых организмов в формировании грунта, поверхности и воздушного пространства Земли ________________ на разработку целостного учения о биосфере (распространяют влияние, оказали влияние, ослабили влияние, повлияли).

3. Как уже сообщалось в СМИ, в Нижнем Новгороде ______________ более 20 боевиков, большинство из которых ________________на Волгу по заданию полевого командира Арби Бараева (было арестовано, было задержано, было схвачено; приехали, прибыли).

6. Найдите ошибки.

1. В детстве он был способный к музыке.

2. Он способен на многое.

3. Примеры ошибок даже крупных учёных весьма поучительные.

4. Решение об увольнении Иванова незаконное.

5. Выводы комиссии весьма поучительны.

6. Данное решение обязательное для исполнения.

7. Эта работа утомительна и не очень нужная.

8. До конца занятия остались пять минут.

9. Две лучшие фотографии этого фотографа отправлено на выставку в Рим.

10. Она всегда добрая и приветлива со всеми.

7. Выберите нужную форму предиката.

1.      Изменение графика отпусков было (нежелательно, нежелательное).

2.      Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела.

3.      Его брат, говорят, совсем (болен, больной).

4.      Климат в этих местах, по отзывам многих, (нездоровый, нездоров).

5.      На этот раз преподаватель был на редкость (строгий, строг).

6.      Поёт-то он верно, но голос у него (слабоватый, слабоват).

7.      Его оскорбительные слова были для меня (неожиданные, неожиданными).

8.      Наш сын стал слишком (любопытный, любопытным).

9.      Она выглядела немного (постаревшая, постаревшей).

10. Решение директора было (справедливое, справедливым).

8. Выберите правильный вариант.

1. Вам никогда не приготовить такой же торт.

            а) вы не сможете;

            б) вы не должны этого делать;

            в) не вы сделаете это.

2. Вам нечего бояться здесь, поверьте.

            а) вы не сможете бояться;

            б) вы не должны бояться;

            в) не вы должны бояться, а кто-то другой.

3. Нам эту команду не обыграть...

            а) мы не хотим это делать;

            б) мы не должны этого делать;

            в) мы не в состоянии это сделать.

4. У тебя отличные способности. Не тебе волноваться об экзаменах.

            а) другие должны волноваться, а не ты;

            б) ты не сможешь волноваться;

            в) ты не в состоянии волноваться.

5. Мне не к кому в этом городе обратиться за помощью.

            а) никто не поможет;

            б) нет друзей и знакомых, которые бы могли помочь;

            в) никто не должен помогать.

6. Тебе некого винить в этой ситуации. Будем надеяться, что всё обойдётся.

            а) никто не виноват;

            б) ты не виноват;

            в) все виноваты.

7. Она осталась совсем одна, ей не с кем даже поговорить.

а) она не хочет ни с кем разговаривать;

б) нет ни одного близкого человека, с кем ей можно было поговорить;

в) она со всеми поругалась.

8. Вам незачем идти на эту встречу.

            а) вам не надо идти на встречу;

            б) вам надо идти на встречу;

            в) идти или не идти на встречу – зависит от вашего желания.

9. Она никому не доверяет.

            а) ей никто не верит;

            б) все ей верят;

            в) она не верит ни одному человеку.

10. Сегодня вечером мне никуда не хочется идти.

            а) я никуда не пойду сегодня вечером;

            б) нет места, куда бы я могла пойти сегодня вечером;

            в) мне никуда не надо идти сегодня вечером.