Занятие 2

Тренируются навыки и умения: распространение субъектно-предикативной основы. Глагольное управление при объектных отношениях. Некоторые формы согласования определений с существительными. Семантика и синонимия распространяющих атрибутивных, обстоятельственных и других конструкций. Употребление глаголов динамического и статического состояния в сочетании в обстоятельствами места. Употребление видо-временных форм глаголов в сочетании с конструкциями времени.

ГЛАГОЛЬНЫЙ ПРЕДИКАТ И ОБЪЕКТ

Объект в Родительном падеже (2)

Неполный охват объекта.                            Я принёс (немного) хлеба (Ср.: Я съел весь хлеб).

Абстрактное понятие.                                  Он не мог скрыть своего огорчения.

Глагол с отрицанием.                                   Я не получаю от неё писем (Ср.: Я получаю от неё письма).

Глаголы с приставкой –НА.                        Нарви цветов (Ср.: Она любит рвать полевые цветы)

*ЖДАТЬ, ЖЕЛАТЬ, ДОБИВАТЬСЯ, ДОСТИГАТЬ, ИСКАТЬ, ЗАСЛУЖИВАТЬ, ОПАСАТЬСЯ, ПУГАТЬСЯ, ТРЕБОВАТЬ, СТЕСНЯТЬСЯ и другие.

                                                                       Желаю вам всего самого хорошего.

*ЗАВИСЕТЬ ОТ, ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ, БРАТЬ У, ВОРОВАТЬ У

                                                                       Всё зависит от него.

Объект в Дательном падеже (3)

Адресат – одушевленное лицо.                   Я послал книгу матери (неодушевленный предмет).

                                                                        Я послал сына к матери (одушевленный предмет).

*МЕШАТЬ, ВРЕДИТЬ, ИЗМЕНЯТЬ, ЗАВИДОВАТЬ, ПРЕПЯТСТВОВАТЬ, ЛГАТЬ, ПОДВЕРГАТЬСЯ, УГРОЖАТЬ и другие.

Его рассеянность мешает работе.

*АПЛОДИРОВАТЬ, ВЕРИТЬ, ДОВЕРЯТЬ, ПОМОГАТЬ, РАДОВАТЬСЯ, УДИВЛЯТЬСЯ и другие.

Зал стоя аплодировал великому артисту.

Средство, способ.                                        Я видел этот фильм по телевизору.

*ОХЛАДЕТЬ К, ПРИВЯЗАТЬСЯ К, БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К, СКУЧАТЬ ПО           

Объект в Винительном падеже (4)

Адресат – неодушевленный предмет.                    Я отправил заявление в дирекцию завода.

*ВЕРИТЬ В, ВМЕШИВАТЬСЯ В, ПРЕВРАЩАТЬСЯ В и другие.

                                                                                  Нужно верить в свою мечту.

Средство, способ – одушевленное лицо.

Мы передали посылку через друзей.

*ВЛИЯТЬ НА, ОТВЕТИТЬ НА, ПОЛАГАТЬСЯ НА, РАССЧИТЫВАТЬ НА, НАДЕЯТЬСЯ НА, ОБИЖАТЬСЯ НА и другие.

Она привыкла надеяться на родителей.

Объект в Творительном падеже (5)

Средство, способ.                                                     Сообщите нам о прибытии телеграммой.

*ВЛАДЕТЬ, ОБЛАДАТЬ, ЗАНИМАТЬСЯ, ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ, УВЛЕКАТЬСЯ, ГОРДИТЬСЯ, РУКОВОДИТЬ, КОМАНДОВАТЬ, УПРАВЛЯТЬ, ЛЮБОВАТЬСЯ и другие.

Эти дети обладают хорошими музыкальными способностями.

*НАБЛЮДАТЬ ЗА, СЛЕДИТЬ ЗА, УХАЖИВАТЬ ЗА и другие.

Моё хобби – ухаживать за растениями.

*РАБОТАТЬ НАД, СМЕЯТЬСЯ НАД, СИДЕТЬ НАД и другие.

                                                                                  Не смейтесь надо мной.

*ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД, ВЛАСТВОВАТЬ НАД, ИЗДЕВАТЬСЯ НАД, ПРЕОБЛАДАТЬ НАД, ТОРЖЕСТВОВАТЬ НАД и другие.

Известны случаи, когда школьники издеваются над своими сверстниками.

*ВИДЕТЬСЯ С, ВСТРЕТИТЬСЯ С, ПОЗНАКОМИТЬСЯ С, СОВЕТОВАТЬСЯ С, СОГЛАСИТЬСЯ С и другие.

                                                                                  Трудно с ним не согласиться.

*ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД, СМИРИТЬСЯ ПЕРЕД, УНИЖАТЬСЯ ПЕРЕД и другие.

Я преклоняюсь перед Вашим благородством.

Объект в Предложном падеже (6)

*ДУМАТЬ О, ЗАБОТИТЬСЯ О, МЕЧТАТЬ О, РАССКАЗЫВАТЬ О, СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О и др.

Расскажите нам о далёких странах и городах.

*СКАЗЫВАТЬСЯ НА, ОТРАЖАТЬСЯ НА, СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА и другие.

Курение отрицательно сказывается на здоровье.

*ОБМАНУТЬСЯ В, РАЗОЧАРОВАТЬСЯ В, СОМНЕВАТЬСЯ В, ОШИБАТЬСЯ В, УБЕДИТЬСЯ В и другие.

Грустно бывает разочаровываться в людях, ещё трагичнее – в друзьях.


! Один глагол – падеж разный

*БРОСИТЬ что? чем?, ГОВОРИТЬ что? о чём?, ЗНАТЬ что? о чём?, СООБЩИТЬ что? о чём?

Я не знаю фактов существования НЛО.

Некоторые люди заявляют, что знают об этих фактах.

СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

Определения в количественно-именных сочетаниях

                                                                       Два чёрных карандаша.

                                                                       Пять синих карандашей.

                                                                       Первые два часа.

                                                                       Две большие комнаты.

                                                                       Пять больших комнат.

                                                                       Последние две комнаты.

Однородные определения.                         В правой и левой руке.

                                                                       Легкая и тяжелая атлетика.

Физический и химический факультеты.

Однородные определяемые слова.             Старинные шкаф и стол (оба старинные).

Старинный шкаф и стол (старинный только шкаф).

Старинные книги и рукописи (по контексту).

Мой (=мои) отец и мать.

Родной (=родные) брат и сестра.

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Друг университета (2).                                 Этот бизнесмен является большим другом нашего университета.

Друг из университета (2).                            Знакомьтесь, это мой друг из Вашингтонского университета.

Друг по университету (3).                           Недавно я встречался со своим другом по университету.

Корзинка для мусора (2).                             Выброси старые бумаги в корзинку для мусора.

Корзинка с мусором (5).                               Я делаю уборку. Помоги мне. Вынеси корзинку с мусором.

Изделия из камней (2).                                 На выставке представлены великолепные изделия из камней.

Кольцо с камнями (5).                                  Особенно мне понравилось золотое кольцо с камнями.


ГЛАГОЛЫ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА С ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ МЕСТА

Где?

БЫТЬ, БЫВАТЬ, СУЩЕСТВОВАТЬ, НАХОДИТЬСЯ, РАСПОЛАГАТЬСЯ, ЖИТЬ, РАБОТАТЬ, УЧИТЬСЯ, СТОЯТЬ, ЛЕЖАТЬ, ВИСЕТЬ, ОСТАНОВИТЬСЯ, ИГРАТЬ, ГУЛЯТЬ, ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, СТРАНСТВОВАТЬ и другие.

(2) – около, у, недалеко от, справа от, слева от, напротив, возле, близ, вблизи, среди, посреди, вокруг, поперёк, внутри, вне, вокруг, вдоль, среди.

(3) – по

(5) – между, над, под, за.

(6) – в, на, при.

                                                                                 

Куда? Откуда?

Глаголы движения:

ИДТИ – ХОДИТЬ          ЕХАТЬ – ЕЗДИТЬ

БЕЖАТЬ – БЕГАТЬ      ПЛЫТЬ – ПЛАВАТЬ

ЛЕТЕТЬ – ЛЕТАТЬ

БРЕСТИ – БРОДИТЬ

НЕСТИ – НОСИТЬ         ТАЩИТЬ – ТАСКАТЬ

ВЕСТИ – ВОДИТЬ        ВЕЗТИ – ВОЗИТЬ

ГНАТЬ – ГОНЯТЬ         КАТИТЬ – КАТАТЬ

ЛЕЗТЬ – ЛАЗИТЬ

ПОЛЗТИ – ПОЛЗАТЬ

(2) – до, из, с, от

(4) – в, на, через, за

Он каждый день ходит пешком до станции и обратно (Куда?).

Судно плывёт из Пусана (Откуда?).

Глаголы движения с приставками:

в-

при-

вз-

у-

вы-

(2) – из, с, от

(3) – к

(4) – в, на

Родители ушли в кино (Куда?).

Они ушли из дома в шесть часов (Откуда?).

пере-

(4) – через

Переходите через дорогу по установленному переходу.

За-

(4) – за, в, на

Мальчик забежал за угол дома.

Под-

от-

(3) – к

Подойди к окну (Куда?).

Она отошла к окну, чтобы лучше рассмотреть картину (Куда?).

до-

(2) – до

Как вы доехали до дома?

Вы-

(2) – из-под, из-за

Машина выехала из-за поворота.

От-

Отойди от окна!

С-

(2) – с

Он лихо сбежал с лестницы.

Прочие глаголы динамического состояния:

ВОЗВРАЩАТЬ, ПОЯВЛЯТЬСЯ, ИСЧЕЗАТЬ, ДОБИРАТЬСЯ, ДОСТАВЛЯТЬ, НАПРАВЛЯТЬСЯ, ДВИГАТЬСЯ, ВСТАВАТЬ, САДИТЬСЯ, ЛОЖИТЬСЯ, СТАВИТЬ, КЛАСТЬ, ВЕШАТЬ, ДОСТАВАТЬ, УБИРАТЬ, ПОСЕЛЯТЬСЯ и другие.

(2) - из, с, из-за, из-под, от

(3) – к, по

(4) – в, на, через, за, под

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ ПРИ ПРЕДИКАТЕ

Момент речи (сейчас).                    Дети в саду (предикат отсутствует).

Дети находятся в саду (Факт - Наст.вр., н.в.).

Момент времени, совпадающий с действием в настоящем, прошедшем или будущем (вчера, сегодня, завтра, два года назад).

Вчера мы смотрели новый спектакль в местном театре (Факт – Прош.вр., н.в.).

Завтра мы будем отдыхать (Процесс – Буд. вр., н.в.).

Действие, предшествующее моменту времени (уже, только что, до, перед).

Конференция уже закончила свою работу (Результат – Прош. вр., с.в).

Я выполню поручение до вашего возвращения (Результат – Буд. вр., с.в.).

Действие, следующее за моментом времени (после, через, по).

После работы мы собирались (собираемся, будем собираться) всей семьёй дома (Периодичность – Наст., Прош., Буд. вр., н.в.).

После работы мы собрались (соберёмся) всей семьёй дома (Однократно – Прош, Буд. вр., с.в.).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ ПРИ ПРЕДИКАТЕ –

ГЛАГОЛЕ ДВИЖЕНИЯ

Момент речи, момент времени      Û однонаправленный глагол движения.

Куда ты бежал сегодня рано утром?

                                                                       Û разнонаправленный глагол движения

В 11 часов вечера дети ещё бегали на улице.

Периодичность                                            Û разнонаправленный глагол движения.

Дважды в неделю я хожу на тренировку.

Момент времени, до которого действие завершилось или завершится Û однонаправленный глагол движения с приставкой.

К вечеру мы дойдём до места привала.

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ

В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Причина

Благоприятная причина.                   Благодаря спонсорской помощи мы смогли провести конкурс.

В знак своей признательности директор произнёс короткую благодарственную речь.

Неблагоприятная причина.                Из-за нарушения энергоснабжения многие предприятия приостановили свою работу.

Внутренняя, субъективная причина, источник которой в самом субъекте.

Из любви к детям она пошла работать в детский сад.

Из страха за жизнь ребёнка мать готова пойти на любые жертвы.

Внутренняя причина, но источник находится вне субъекта.

                                                           От любви она потеряла голову.

От страха малыш вскрикнул.

Со страху заяц не мог пошевелиться (простореч.).

То же, но причина обусловлена какими-то обстоятельствами.

По этой причине я не смог выполнить данное вам обещание.

По невнимательности вы допустили массу ошибок.

Цель

Цель совершения действия (для, в целях чего, с целью чего, в помощь кому, на).

От долгой дороги все очень устали, и мы остановились для отдыха.

Мы остановились на ночлег в доме на окраине деревни.

Эта акция проводится в целях защиты прав ребёнка.

Цель совершения действия, выраженного глаголом движения или другим глаголом перемещения.

Он приехал во Владивосток учиться.

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЯ

Качество                              Я вас внимательно слушаю.

Профессор с большим вниманием отнёсся к идеям молодого учёного.

Без особого энтузиазма был воспринят призыв поработать в выходные дни.

Образ                                     Он шёл, чему-то улыбаясь.

Способ                                   Тот же эффект можно получить нагреванием воды (путём, с помощью нагревания).

1. Заполните пропуски словами, данными в словах для справок.

                                                                

1.    Каждый год в день рождения мой друг покупает мне _______________

2.    Не забывайте поздравлять своих друзей __________________________                                                            

3.    Эти письма дороги мне как память ______________________________   

4.    Надо постоянно работать ______________________ , чтобы полностью освободиться от акцента.

5.    После всего, что с нами случилось, я бы не хотела встретиться с ним _____

6.    Я не достойна __________________________________________________

7.    Мы не поехали отдыхать на Кавказ _________________________________

8.    Мы воспитывали тебя, надеясь, что ты никогда не будешь таким _______

Слова для справок: твоего внимания, огромный букет цветов, лицом к лицу, капризный ребёнок, из-за её капризов, о тебе, твоё произношение, праздники.

2. Прочитайте текст. Найдите определения и определяемые слова.                                 Погода была прекрасная, ещё прекраснее, чем прежде; но было очень жарко. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, белые, как весенний запоздалый снег. Мы долго бродили по лесу … Трудно было идти по высокой траве. Всюду рябило в глазах от резкого металлического сверкания молодых красноватых листьев на деревцах… Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал… Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клён раскинул свои лёгкие ветки.                                                          

                                                                                                          (По И. Тургеневу)


3. Замените согласованные определения несогласованными.

Темноглазый бородатый мужчина = ______________________________

клетчатый шарф = _____________________________________________

иллюстрированный журнал = ____________________________________

фруктовый сок = ______________________________________________

коричневая рубашка = __________________________________________

кожаный ремень = _____________________________________________

высокий человек = _____________________________________________

музыкальные способности = _____________________________________

строительный комитет = ________________________________________

4.      Подберите синонимичные конструкции, используя возможные варианты несогласованных определений.

1. Маленький мальчик, у него очки, в руках портфель, идёт по улице. _________________________________________________

                    

2. На концерте, который передают по ЦТ, выступают дети, они живут в разных городах России, они имеют музыкальные способности, прекрасные голоса. _________________________________________________

                                  

3. В магазине можно купить ноты; в них песни и романсы; песни и романсы написали итальянские, французские и русские композиторы, которые жили в прошлом столетии. __________________________________________

        

5. Прочитайте отрывок из пьесы Виктора Розова «В поисках радости». Задайте вопросы к выделенным обстоятельствам. Укажите, какими частями речи они выражены.

Таня: Вы знаете, Лёня, у нас в последнее время дома как будто чёрная кошка пробежала.

Леонид: А мне всегда хорошо у вас.             

Таня: Вы – гость, Лёня, чужой человек, вам не видно.

Леонид: Танечка, мне так хочется быть в этом доме совсем, совсем своим человеком. Вы знаете, я, в сущности, одинокая собака – родители вечно в разъездах: то в Голландии, то в Швеции, и всё на год, на два. Квартира огромная, как пустыня. Простите, я перебил вас.                            

Таня: Раньше мы жили очень дружно. При папе жизнь казалась вообще сплошным счастьем – правда, я это смутно помню. В детстве никогда о серьёзных вещах не думаешь, на то оно и детство. Всё весело! Потом нам было очень трудно материально. Мама работала с утра до ночи, она ведь прекрасная стенографистка. Фёдор после школы хотел идти работать, но мама не разрешила. В университете он уже на первом курсе получал повышенную стипендию – стало легче. А мы с Николаем всё делали по дому: я нянчилась с Олегом, когда он приходил из детского сада, Коля делал всю мужскую работу. Мы так любили Фёдора, старались избавить его от всех забот! И потом, когда он начал работать. Он у нас ведь очень талантливый. Вы, конечно, знаете, как о нём хорошо тогда написали в газетеМы вот в этой комнате в тот день шампанское выпивали! Впервые в моей жизни! … Фёдор нас буквально засыпал подарками … Из каждой зарплаты всё что-нибудь притащит. Он же настоял, чтобы мама оставила работу, - мама действительно была сильно переутомлена тогда. И знаете, мысли у всех были какие-то ясные, чистые, как-то широко смотрели на жизнь – открыто ..и вдаль!                    

6. Вставьте вместо точек обстоятельства места с нужным предлогом.

1. Испуганное лицо молодой девушки выглянуло _________ (деревья) и тотчас скрылось.

2. Книга лежала __________ (стол) __________________ (постель больного).

3. Я всегда работаю ____________________ (открытый воздух).

4. _____________________ (голова) раздался удар грома.

5. _____________________ (мы) собралось много детей.

6. Молодой человек проводил девушку ________________ (дом).

7. Вдруг _______________ (угол) вылетела машина скорой помощи.

8. Жильцы посадили деревья _______________________ (наш дом).

9. ________________(площадь) возвышается памятник защитникам города.

10. __________________ (море) дул свежий ветер.                                                                 

7. Вместо точек вставьте один из предлогов: от, из-за, из, по, благодаря .          

1. Я чувствовал, что он говорит со мной только ________(жалость).

2. ________ (гордость) он всегда ходил с высоко поднятой головой.

3. ________ (любовь) она стала ещё красивее.

4. Мальчик побледнел ____________ (страх).

5. Она подошла ко мне так тихо, что я ________ (неожиданность) вздрогнул.

6. Студент допустил много ошибок в контрольной работе ___________ (невнимательность).

7. Мы целый день бродили по городу и к вечеру __________ (усталость) еле передвигали ноги.

8. Он помог мне просто __________ (любезность).

9. Я отлично сдал экзамен по философии ________ (помощи) моего друга.

10. Я уже давно переехала на другую улицу, но _______ (привычка) часто иду старой дорогой.

11. Нина принесла ___________ (рассеянность) на урок русского языка учебник по математике.

8. Составьте предложения, употребляя данные словосочетания в роли обстоятельств причины.

Из-за плохой погоды_____________________________________________

по ошибке _____________________________________________________

от счастья _____________________________________________________

из любви ______________________________________________________

из-за плохой подготовки _________________________________________

по чистой случайности ___________________________________________                         

9. Замените инфинитив синонимичными конструкциями со значением цели. Укажите возможные варианты.

1.      Вчера мы ходили в «Иллюзион» смотреть премьеру нового американского фильма.

2.      Преподаватели русского языка как иностранного ездят в Москву и Санкт-Петербург повышать свою квалификацию.

3.      Каждый день студенты приходили после занятий в Русскую школу репетировать спектакль к Рождеству.

4.      Я пришла к тебе решить в спокойной обстановке наши проблемы.

5.      Он вышел в соседний офис купить билеты на самолёт.

6.      Необходимо перевезти эти рельсы на объект восстановить трамвайную линию после тайфуна.

7.      Главы европейских государств собрались решать вопросы по развитию энергетических рынков.

8.      Во многие сёла необходимо завезти дрова отапливать дома в зимний период.

9.      Они встретились в школе обсудить проблемы ремонта кабинетов и благоустройства территории.

10. Мария приехала в столицу поступать в театральный институт.

10. Выберите вариант окончания предложения из предложенных. Смотрите слова для справок.  

1. Делегация из Республики Корея приехала во Владивосток ____________

2. Рано утром я пошла на рынок ___________________________________

3. Население города пришло на манифестацию против строительства атомной станции _________________________________________

4. Всё прогрессивное человечество не жалеет сил _____________________

5. Стажёры из разных стран АТР приезжают во Владивосток ____________

6. Маша пригласила самых близких своих друзей к себе ________________

7. Я советую вам поехать ________________________ в прекрасный санаторий, который находится в Шмаковке.

  

Слова для справок: на лечение, для заключения договора по поставке соков, за овощами и фруктами, ради будущего своих детей и внуков, на вечеринку, во имя свободы и мира, изучать русский язык.