Тренируемые умения и навыки: умение употреблять причастия и причастные обороты, деепричастия и деепричастные обороты в составе простого предложения. Знание синонимии причастного оборота и придаточного определительного, деепричастного оборота и обстоятельственного придаточного предложения.
ПРИЧАСТИЯ
Согласованное определение Читающий мальчик.
Раньше работавший в школе учитель.
Прочитавший доклад профессор.
Передаваемая ежедневно радиопередача.
Прочитанная профессором лекция.
Предикат (координируется с субъектом)
Книга читаема.
Книга прочитана.
Шторы на окнах были опущены.
Большинство детей тепло укутано.
Причастный оборот. Я получил посылку от родителей, живущих в Ниигате. (Нельзя: «Я получил посылку от родителей, в Ниигате живущих»).
ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Добавочное действие, относящееся к одному лицу (субъекту)
Мужчина идёт, странно двигаясь (одновременность).
Сдав экзамены, они уехали домой (последовательность).
Нельзя: «Возвращаясь домой (субъект Я), меня застиг дождь (субъект ДОЖДЬ)».
Обстоятельство времени. Искупавшись в озере, мы возвращались домой.
Обстоятельство причины. Заметив опасность, птица вспорхнула ввысь.
Обстоятельство цели. Решив изучить японский язык, он поступил на курсы.
Условие. Успешно сдав вступительные экзамены, вы можете поступить в университет.
СИНОНИМИЯ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА И ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО
ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
За столом сидит (сидел) студент (1), читающий (1) книгу. = который (1) читает (читал) книгу.
За столом уже нет (не было) студента (2), читавшего (2) книгу. = который (1) читал книгу.
Он читает книгу (4), не прочитанную (4) мной. = которую (4) я не прочитал.
= которая (1) не прочитана мной.
За столом сидит тот студент, с которым мы учимся в одной группе. – замена невозможна!
За столом сидит студент, который будет сдавать экзамен. - замена невозможна!
СИНОНИМИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫХ
ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Придаточное предложение причины.
Желая скорее закончить проект, он работал день и ночь. = Так как он желал скорее закончить проект, он работал день и ночь = Он работал день и ночь, потому что желал скорее закончить проект.
Условное придаточное предложение.
Занимаясь спортом, можно сохранить здоровье. = Если заниматься спортом, можно сохранить здоровье.
Придаточное предложение времени.
Написав письмо, я вложил его в конверт и бросил в почтовый язык. = Когда я написал письмо, я вложил его в конверт и бросил в почтовый ящик.
1. Ответьте на вопросы, используя слова для справок.
1. Как называется ещё не потухший вулкан, который в любой момент может проснуться?
2. Как называют людей, которые приезжают в чужой город?
3. Как назвать выражение, которое почти невозможно перевести на другой язык?
4. Ваша подруга изменила причёску, оделась по-другому, даже изменила походку. Её трудно узнать. Какой она стала?
5. Как называют человека, у которого очень часто и быстро изменяется настроение?
Слова для справок: неуравновешенный, приезжий, действующий, неузнаваемый, непереводимый.
2. Образуйте причастия от данных в скобках глаголов.
1. Молодые учёные очень волновались по поводу _____________ (предстоять) международной конференции, на которой они должны будут выступать с докладами.
2. Я заметила свою подругу, внимательно __________________ (прислушиваться) к нашему разговору.
3. _________________ (развиваться) наука и техника меняют представление человечества о космосе.
4. В комнату вбежал _____________ (разгорячиться) после прогулки сын.
5. Советую вам обратиться именно к этому окулисту, потому что это опытный, давно ________________ (практиковать) специалист.
6. ______________ (участиться) случаи заболеваний гриппом свидетельствуют о приближении эпидемии.
7. Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, ______________ (выкрасить) масляной краской, ____________ (пожелтеть) вверху от трубного дыма и <…> тот же _____________ (закоптить) потолок… (Гоголь).
8. Впереди ему <Челкашу> улыбался солидный заработок, _________________ (требовать) немного труда и много ловкости (М. Горький).
9. Настоящий политик, ______________________ (занимать) принципиальные позиции, _____________________ (иметь) определенный авторитет и рейтинг, всегда находится под пристальным вниманием публики.
3. Замените причастные обороты придаточными определительными предложениями со словом который.
1. Преподаватель дал список литературы, изучаемой нами.
2. Писатель должен быть строгим реалистом, строящим свои обобщения на фактах действительности.
3. Я ехал по цветущей пустыне, окружённой издали горами.
4. Вот и берег, едва различимый в туманной дали.
5. Мой друг, взволнованный предстоящей встречей с семьёй, бежал по перрону навстречу приближавшемуся поезду.
6. Осчастливленный благосклонным взглядом красивой девушки, Сергей воодушевлено рассказывал весёлую историю.
7. Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада… (Тургенев).
8. Каждая из книг Виктории Токаревой неизменно пользуется огромной популярностью, а фильмы, поставленные по сценариям писательницы, входят в «золотой фонд» нашего кино.
9. Аббревиатуры – буквенные сокращения, применяющиеся в письме у разных народов, составленные из первых букв слов, входящих в состав данного понятия.
10. По договору страхования, оплаченному единовременным взносом, страхователь может получить выкупную сумму независимо от периода, истекшего от начала действия договора.
11. Для предпринимателей, путешествующих по визам, продолжает работу наиболее технически оснащенный автомобильный пункт пропуска «Сосновая падь».
4. Выделенные конструкции замените синонимичными.
5. Дополните предложения, выбрав деепричастие совершенного или несовершенного вида.
1. _____________ по университетскому коридору, он здоровался со своими знакомыми, которые тоже торопились на лекцию. ______________ всю лыжню на большой скорости, спортсмен из Владивостока первым пришёл к финишу (пройдя, проходя).
2. _____________ себя плохо, студент отпросился у преподавателя и пошёл к врачу. Уже _____________ себя плохо, студент продолжал заниматься, превозмогая головную боль (чувствуя, почувствовав).
3. ______________ себе, чем может закончиться наша затея, я отказался от этой мысли. Хорошо ________________ себе конечный результат моей работы, я продолжал упорно ею заниматься (представляя, представив).
4. ____________ книгу, Марья Гавриловна стала внимательно слушать Бурмина. ____________ книгу, она внимательно посмотрела на него (закрывая, закрыв).
5. _____________ о своём решении, отец вышел из комнаты. _____________, что давно искал случая открыть ей своё сердце, он внимательно всматривался в её лицо (объявляя, объявив).
6. Объедините данные предложения по модели.
Модель: Я всегда вспоминал о вас. Я мечтал о встрече с вами.
Я всегда вспоминал о вас, мечтая о встрече. Или:
Я мечтал о встрече с вами, вспоминая вас.
1. Все дети нарушают запреты. Они ведут себя при этом по-разному.
2. Мы приказываем ребёнку: «Нельзя!». Мы тем самым одновременно ущемляем его психику.
3. Мы воспитываем своих детей. Мы просто забываем, какими мы были в их возрасте, какими интересами жили, чем увлекались, как смотрели на мир.
4. Мы можем скорректировать или даже изменить свой взгляд на мир ребёнка. Мы задумываемся о его основах.
наречие:
образа действия - как? - правильно, трудно, хорошо
места - где? - здесь, там, туда, оттуда, сюда
времени - когда? - утром, зимой, вовремя
причины - почему? - сгоряча, спросонок, сослепу
цели - зачем? - нечаянно, назло, нарочно
меры и степени - сколько? насколько? - вдвое, мало
* предикативные = Praed - Мне грустно. Ей жаль.
Наречия на - о, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения: трудно – труднее – труднее всего
высоко - выше – выше всех
8. Измените предложения по модели, используя сравнительные степени наречий.
Модель: Лететь на самолёте так же удобно, как ехать на поезде. –
Лететь на самолёте удобнее, чем ехать на поезде.
1. Читать книги так же полезно, как смотреть телевизор.
2. Ездить за город летом так же приятно, как и зимой.
3. Задавать вопросы так же легко, как отвечать на них.
4. Сдавать письменные экзамены так же трудно, как устные.
9. От данных наречий с помощью слов всех и всего образуйте превосходные степени сравнения.
- весело – веселее всех, веселее всего;
- сильно - далеко - ХОРОШО
- спокойно - медленно - ТРУДНО
- справедливо - громко - БЫСТРО
- свободно - высоко - МНОГО
отрицательные наречия
¯ ¯
не - ни –
Употребляются в безличных предло- Употребляются в личных предло-
жениях с инфинитивом в роли Praed жениях в сочетании с частицей НЕ или словами НЕТ, НЕЛЬЗЯ
¯ ¯
Ему некуда идти. Он никак не сможет это сделать.
10. Вставьте в предложения подходящие по смыслу отрицательные наречия с приставкой НЕ-. С помощью глаголов было и будет обозначьте время действия.
1. – Почему ты не написал сочинение? - ____________________ . Я вчера ходил в театр.
2. Можно было спокойно пройтись до театра, торопиться ______________. Но они бежали всю дорогу.
3. Тебе всегда _______________ , я уже устала просить тебя о чем-то.
4. Отдохнули мы прекрасно, только купаться _________________ : ни реки, ни озера рядом.
5. Тебе _________________ расстраиваться, всё будет хорошо.
6. – Куда ты пойдешь встречать Новый год? – Не знаю, мне __________ идти.
7. – Зачем ты поехал? Тебе ____________________ ехать туда.
8. Пересадку мы будем делать в Красноярске, торопиться нам ______________, времени будет достаточно.
11.Дополните предложения, используя отрицательные наречия с приставкой НИ-.
1. Ваше предложение не годится.
2. Я не слышал об этом спектакле.
3. Завтра я не могу купить билеты.
4. Я не забуду ваше гостеприимство.
5. Мы не думали, что сможем справиться с этой работой.
6. Летом мы не поедем в отпуск, останемся дома.
7. Почему ты не хочешь понять: мы приехали, чтобы помочь тебе.
неопределённые местоимения
¯ ¯ ¯
- ТО - НИБУДЬ КОЕ -
Неизвестное для говорящего Безразличное для Неизвестное слушающему,
и слушающего. говорящего. но известное говорящему.
¯ ¯ ¯
Тебе кто-то звонил. Пусть кто-нибудь позвонит. А тебе кое-кто звонил…
*местоимения НЕКТО и НЕЧТО и местоимения с частицей – ЛИБО имеют книжную окраску;
* местоимения с частицей – НИБУДЬ имеют разговорную окраску.
12.Подставьте частицы –ТО, - НИБУДЬ, - ЛИБО или КОЕ - , образуя неопределенные местоимения.
1. Мне кто- … звонил?
2. Кто- … звонил, но по голосу я его не узнала.
3. Этот пенсионер одинок. Ему нужна чья- … помощь.
4. Я обещала сыну принести какую- … интересную книгу.
5. Я … - что помню об этом случае.
6. Вы его чем- … рассердили?
7. Мы все учились понемногу чему - … и как - … (Пушкин).
8. Ему казалось, что он уже понял сущность искусства лучше, чем кто- … другой (Фед.).
9. Ты идёшь в аптеку? Купи мне какое-________________ лекарство от гриппа.
10. Тётка <Каштанка> почувствовала, что после этого крика чемодан ударился о что-________ твёрдое и перестал качаться. Послышался громкий густой рёв: <…> кто-…. ревел и хохотал так громко, что задрожали замочки у чемодана (Чехов).
11. Жалобу кому-…
Ветер шлет на что-…
И бушует люто:
Не услышал кто-…
(Есенин).
12. Кто-… может ответить на мой вопрос?
13. …-кто знает об этом, но до сих пор молчит.