Занятие 5

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задание.

ГОРИ, КАЛОРИЯ!

Природа устроила нас так, что, даже съев лишнее, человек не должен полнеть. Но мы нарушаем ее устои, в результате становится всё больше тех, кто вынужден считать калории. Но что это такое – калории?

            Калории – это количество той энергии, которую мы получаем из продуктов и должны обязательно «сжечь», потому что, если баланс между поступлением и расходом не будет соблюден, человек непременно начнет толстеть. Кто и как определил, что в огурцах их, например, 20, а в мясе – 200? Методов для этого, оказывается, немало. Основной – использование калориметра – специальной термически изолированной камеры, в которой сжигается продукт и выясняется, сколько при этом выделяется тепла (энергии). В нашем организме фактически происходит то же самое, и полученную энергию человек использует на себя: на обмен веществ, на физическую активность и на выработку тепла.

Откуда несоответствие?

            Огромное количество справочников по калорийности подчас приводит в замешательство: цифры оказываются разными. Почему так происходит? «Американские, европейские, азиатские, российские данные калорийности продуктов могут отличаться, - говорит Минкаил Гаппаров, член-корреспондент РАМН, заместитель по научной работе ГУ НИИ питания РАМН. – Содержание белков, жиров, углеводов в продуктах будет колебаться в зависимости от климата, почвы, сортов, видов и т.д. Более того, сельское хозяйство становится более интенсивным, а потому картофель, например, 100 лет назад содержал 21-22% крахмала, а сейчас лучшие его сорта содержат 12-13%. Значит, его энергетическая ценность уменьшилась. Кроме того, чем выше урожайность, тем меньше наполнение продукта: в сахарной свекле при большом урожае сахара меньше, значит, и калорийность ниже. Поэтому расхождения в цифрах вполне объяснимы».

Куда девать энергию?

            Как подсчитать калории, понятно, но много важнее решить, куда их девать. «Основная часть энергии современного малоподвижного человека (свыше 60%) уходит на построение организма. На физическую активность он тратит совсем мало – 25-30%, а должен бы – около 50%, – продолжает Минкаил Гаппаров. – Опасность даже не в том, что стали больше есть жирного, а в том, что стали меньше двигаться. Сейчас активный образ жизни ведет 5-8% населения. Человек сам себя обездвижил (автомобили, лифты, телевизор) и подошел к нижнему пределу: затраты энергии составляют всего 2000-2500 ккал в день – это уже критические цифры. Если и дальше так пойдет, у людей будет развиваться мышечная дистрофия, вялость, риск ожирения возрастет в 3-5 раз, за ним начнутся проблемы с сердцем и сосудами, диабет. Уже сегодня в развитых странах избыточная масса тела более чем у миллиарда человек, а диагноз «ожирение» – почти у 800 миллионов. Ужасно, что от этого страдают даже дети! Ребенок по крайней мере 20% суточного времени должен резвиться – бегать, прыгать, плавать, а этого нет.

            Если вы съели 2 лишних кусочка сахара (примерно 10 г) – это около 40 ккал. Из них синтезируется 3 г жира. Если эти лишние кусочки будут потребляться ежедневно, их вполне хватит, чтобы в течение года набрать больше 1 кг лишнего веса. Двадцатилетний человек наберет за 10 лет больше 10 кг, через 20 лет – 20 кг, и к 40-50 годам он уже будет иметь не только лишний вес, но и массу проблем, с ним связанных».

Как остаться стройным?

·         Из-за стола надо всегда вставать с легким чувством ненасыщенности.

·         Хотя бы раз в неделю надо взвешиваться и сравнивать результат с предыдущим.

·         Если вы видите, что начали поправляться, надо ограничить или общее количество еды, или ее калорийность, или начать больше двигаться, или то, другое и третье одновременно

·         Даже если человек любит поесть, хорошие физические нагрузки не дадут образоваться лишним килограммам. Если ваша профессия не связана с физическим трудом, надо проходить 6-8 км ежедневно.

·         Основная пищевая нагрузка (80-85% пищи) должна приходится на первую половину дня.

Соответствуют ли содержанию текста следующие предложения?

  1. Нарушение баланса между поступлением и расходом калорий ведет к ожирению человека.
  2. Картофель, выращенный в Америке, ничем не отличается от картофеля из Китая.
  3. Чем больше урожай, тем выше питательность продукта.
  4. Сейчас люди тратят на физическую активность гораздо меньше калорий, чем необходимо.
  5. Современный образ жизни людей ведет к большому количеству болезней.
  6. Больше всего людей страдает избыточным весом в странах Африки и Южной Америки.
  7. Один из способов избежать полноты – никогда не наедаться досыта.
  8. Человек должен принимать пищу равномерными порциями в течение дня.
  9. Ожирение не грозит человеку только в детском возрасте.

Задание 2. Прочитайте ответы на вопросы интервью актера Александра Балуева и определите, какой вопрос соответствует каждому ответу.

1. - …

- И вас также! С Новым годом вы имеете в виду?! С моей круглой датой?! Что же вы поздравляете человека с трагической датой?! Юбилей никак не буду отмечать. В этот день играю в спектакле «Великолепный мужчина». Так что буду на рабочем посту.

2. - …

– Вот это единственное – убивать любых животных категорически отказываюсь. А так на все готов! И убийство сыграю, если надо. Это моя профессия – играть.

3. - …

- В дьявола! Кстати, я его уже практически сыграл: не впрямую, но по сути, в одном из фильмов. Не было страшно – на меня роли не влияют.

4. - …

- Я и очарован не был! То, что они предлагают играть русским актерам, и мне в том числе, меня не устраивает. А предлагают играть «плохих». Причем без всякой аргументации – почему персонаж такой плохой. Мне этого мало. Я не марионетка. Я театральный актер, и мне хочется и в кино играть настоящие роли.

5. - …

- Чтобы никому не было обидно – Висконти.

6. - …

– Я сам. А важно мнение коллег и людей, которые просто покупают хлеб в булочной и подходят ко мне.

7. - …

– Специально – нет. Феллини вообще свои фильмы не смотрел. Будущие фильмы ему снились сначала! Он реализовывал идеи и не смотрел. Я не сравниваю себя с Феллини, но свои фильмы смотрю редко.

8. - …

– Вещих снов у меня не было. Вообще в снах каким-то образом отражаются человеческие комплексы.

9. - …

- Как у каждого человека. Каждый человек закомплексован. У меня, например, всю жизнь комплекс застенчивости. И, может быть, поэтому я стал артистом. А вообще всегда был застенчивым и сейчас таковым остаюсь.

10. - …

– Это моя работа. Я же не просто костюмчики меняю…

11. - …

– Средство к существованию.

12. - …

– По касательной. Не так, чтобы все рухнуло, но меньше предложений по работе. Некоторые интересные проекты заморозились или отменились. Подождем, когда кризис кончится. А он кончится обязательно!

13. - …

– Наверное, да!

ВОПРОСЫ.

А) - Свои работы в кино смотрите?

Б) - Вы снимались в Голливуде и, говорят, были разочарованы?

В) - Кризис вас коснулся?

Г) - Во что вы не верите?

Д) - Ваши любимые режиссеры?

Е) - Что для вас деньги?

Ж) - Александр Николаевич, с наступающим!

З) - А на экране вы герой!

И) - А у вас есть комплексы?

К) - Вы оптимист?

Л) - Приходилось ли вам прибегать к помощи каскадеров на съемках?

М) - А у вас есть «свой» режиссер?

Н) - А в вещие сны верите?

О) - Кто для вас главный критик?

П) - На съемках одного фильма вы отказались резать барана. А что еще не станете делать?

                       

Задание 3. Выберите из каждого текста по одному абзацу, в котором говорится об особенностях творческого мышления.

Текст 1.

А. Академик Наталья Бехтерева разработала специальную систему тестов, в которой не было места всегда спорным оценкам результативности творчества.

Б. Ее интересовало прежде всего креативное усилие само по себе, независимо оттого, кто его совершает - художник, равный по степени гениальности Леонардо да Винчи, или рабочий, который придумал по-новому прикрутить гайку.

В. Как считала знаменитый исследователь, в жизни каждого «обычного» человека могут быть моменты озарения, благодаря которым «копилка человеческого знания наполняется золотом».

Текст 2.

А. «Появление новой оригинальной идеи — это сложный процесс, — говорит австриец Андреас Финк, исследователь Института психологии (университет Граца).

Б. Креативность трудно отделить от других элементов мышления. Сначала человек должен сконцентрироваться на проблеме. На этой стадии идея еще не появилась, значит, креативности пока нет. Затем мозг начинает продуцировать мысли. Тут же человек оценивает, насколько они оригинальны, реализуемы и так далее, то есть включается когнитивное мышление. Тут креативности уже нет.

В. В поле зрения исследователей попадает лишь единственный момент, безусловно связанный с творчеством: мгновенная вспышка озарения, догадка, заставляющая нас воскликнуть: «Эврика!»

Текст 3.

А. Да, ученые признают, что оригинальности мышления, к сожалению, нельзя научить - она не меняется с возрастом. «Она или есть, или ее нет, - говорит Ольга Базанова. — Это генетически наследуемая часть».

Б. Однако, многие параметры креативности можно не только натренировать, но и искусственно усилить - например, с помощью приятных переживаний.

В. Поэтому родителям двоечников можно взять на вооружение неожиданные подарки, просмотр карикатур и смешных мультфильмов, просто осознание успеха в выполнении важной и сложной задачи.

Задание 4. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Ванька» и выполните задания.

            Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева ушли в церковь, он достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.

            «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня остался».

            Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в кухне или шутит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг дома и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и длинное тело. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но под его почтительностью и смирением скрывается самый зловредный характер…

            Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, болтает со слугами. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, покрытые инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом…

Ванька вздохнул, макнул перо в чернила и продолжал писать:

            «А вчера меня наказали. Хозяин выволок меня за волосы во двор за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и нечаянно заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, так она взяла селедку и стала мне в лицо прямо тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят у двери, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

            Ванька потер кулаком глаза и всхлипнул.

            «Я буду тебе всё делать, буду Богу молиться. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, за это буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, как за мамку Пелагею.

            А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. А раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются на всякую рыбу... И видал лавки, в которых ружья всякие на манер бариновых, так что небось 100 рублей каждое.

            Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золоченый орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».

            Ванька судорожно вздохнул и опять уставился за окно. Он вспомнил, что за ёлкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время!.. Молодые ёлки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам стрелой летит заяц…

            Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались наряжать ее… Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку конфетами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в кухню к деду. А из кухни в Москву к сапожнику Аляхину…

«Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу… А ещё кланяйся Алёне, Егорке и кучеру, а гармонь мою никому не отдавай.. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он написал на конверте адрес:

На деревню дедушке.

Потом подумал и добавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу…

Продавцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле. Ванька добежал до первого почтового и сунул драгоценное письмо в щель…

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…

Выберите правильный вариант.

1.    Описанные в рассказе события могут происходить …

а) в прошлом;

б) в наши дни;

в) только в воображении автора рассказа.

2.    Мальчик был отправлен в Москву …

а) к родственникам;

б) чтобы научиться какому-либо ремеслу;

в) потому что остался один и некому было о нем заботиться.

3.    Хозяева Ваньки …

а) были строгими, но справедливыми;

б) обучали его сапожному делу;

в) обращались с ним очень жестоко.

4.    Прошлая жизнь вспоминается Ваньке как …

а) самая светлая и счастливая;

б) скучная и безрадостная;

в) трудная, но интересная.

5.    Автор рисует своего героя Ваньку Жукова как …

а) робкого, запуганного

б) хитрого

в) внимательного, любознательного мальчика.

6.    Ванька …

а) излагает в письме свои мысли стройно и связно;

б) перескакивает с одного предмета разговора на другой;

в) коротко пишет о своей жизни и просит забрать его обратно в деревню.

7.    Что ожидает мальчика в будущем?

а) его заберут обратно домой;

б) в его жизни ничего не изменится;

в) он получит письмо от деда.