Занятие 1

Цель: выработка умения продуцировать собственное речевое изречение.

1. Прочитайте текст и на основе прочитанного напишите письмо своему зарубежному знакомому, который интересуется бизнес-образованием в России. При этом:

  • сообщите об источнике информации;
  • сообщите об изменениях в бизнес-образовании;
  • перечислите факты и проанализируйте причины, вызвавшие изменения;
  • опишите прогноз на будущее;
  • выскажите свое отношение к информации, изложенной в статье.

образование ради дела

            Бизнесу в России обучают без малого 12 лет, однако лишь к 2000 году система делового образования окончательно сформировалась и, судя по всему, в ближайшие пять-десять лет кардинальные изменения ей не грозят.

            Качество российского бизнес-образования, в становлении которого принимали активное участие западные университеты, значительно улучшилось за последние годы. Даже обычно скептически настроенная газета «Коммерсант-daily» признала в мартовском обзоре, что «бизнес-школы перестали выглядеть инородным телом в российской системе образования». И многим уже не кажется абсурдным заявление президента Российской ассоциации бизнес-образования Леонида Евенко о том, что в хорошей российской бизнес-школе учат не хуже, чем в европейском или американском университете.

            Бизнес-школы в России создавались обычно как подразделения университетов, реже - как самостоятельные учреждения. Начало великому почину положил Совет министров СССР в 1988 году - специальным постановлением были открыты две Высшие коммерческие школы. Ректоры ведущих экономических вузов России приняли это как руководство к действию. Школы бизнеса возникли на базе МГИМО, экономического факультета МГУ, РУДН, в РЭА.

            Сегодня эти школы чаще всего сочетают уже признанные на Западе программы обучения, характеризующиеся отличной теоретической подготовкой, с практической работой в компаниях. Кроме того, студенты чаще всего проходят стажировку за рубежом. Поэтому выпускники таких отлично зарекомендовавших себя школ бизнеса после получения диплома не испытывают проблем с трудоустройством. А в РЭА, например, с осени появится новый международный поток, где будут обучать на двух языках: русском и английском.

Негосударственные вузы гуманитарного профиля осваивали рынок бизнес-образования крайне вяло. Исключением можно считать лишь Международный университет Гавриила Попова в Москве.

В формировании многих российских бизнес - школ активное участие принимали иностранцы, и выпускникам некоторых программ подобных школ выдавали или два диплома (наш плюс западный), или совместную «корочку». В престижные школы (их определяют специальными рейтингами, первый из которых был составлен в 1998 году) приезжают учиться со всей страны. Есть спрос и со стороны иностранцев, собирающихся делать бизнес в России. Для российских бизнес-школ сегодня характерна ориентация на страны Западной Европы, а не на США или наших восточных соседей.

                                                   (По материалам журнала «IQ. Азбука карьериста», 2000)