Занятие 1

Тренируемые умения и навыки: способность тестируемого достигать целей коммуникации в различных сферах общения с учетом характера социальных и поведенческих ролей.

1. Представьте себе, что Вы обсуждаете с друзьями только что увиденный фильм. Ваши точки зрения совпадают. Выскажите аналогичное мнение другими (неоднокоренными) словами.                                                                                    

- Мне эта комедия очень понравилась.

- ...

- Артисты играют великолепно.                          

- ...

- Сюжет занимательный.                                                  

- ...

- Всё время хочется узнать, что будет дальше.

- …

2. Вы обсуждаете с другом фотовыставку, которую посетили недавно. Ваши точки зрения не совпадают. Возражайте другу, используя антонимичные конструкции.

-          Я не очень доволен, что мы пошли на эту фотовыставку.

-          …

-          Ну и что там было смотреть?                          

-          ...

-          На мой взгляд, выставка посредственная.

-          …

-          Сюжеты фотографий совсем неинтересные, даже скучноватые.

-          …

-          Герои фотографий несовременные, непонятно, в какие годы это снималось.

-          …

-          Действительность представлена в розовом свете.

-          …

3. Вы обсуждаете с другом компанию, в которой вы провели вечер накануне. Ваши точки зрения совпадают.

-          Интересно мы провели время вчера.

-          …

-          Ребята были в компании весёлые и жизнерадостные.

-          …

-          Сколько нового я от них узнал!

-          …

-          Хотел бы я ещё раз с ними встретиться.

-          …

-          А девчонки какие симпатичные!.

-          …

-          Я со всеми успел перезнакомиться. И мне кажется, что мы им тоже понравились.

-          …

4. Вы разговариваете с другом, который только что купил новый телевизор, а теперь считает, что его выбор неудачен. Возразите другу и убедите его в правильности сделанного выбора.                        

                                              

-   Какой неудачный телевизор я выбрал. Экран маленький. Я думал, что по           диагонали 50 см – это большой экран, а на самом деле всё совсем не так.

-    ...                                                             

-          На экране всё время рябь какая-то.

-          …

-          Краски бледные, яркости совсем нет.

-          …

-          Далеко не все каналы работают. Первый, третий, второй совсем плохо показывает, а остальных и вовсе нет.   

-          ...                                     

-          Да и вообще оказалось, что это устаревшая модель, сейчас предпочитают телевизоры с плоским экраном. А я поздно об этом узнал.

-          …

-          И за всё это я заплатил такие деньги! Не стоит он того, честное слово!

-          …

5. Просмотрите видеосюжет. Составьте монолог-рассуждение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. Экзюпери), связанную с решением морально-этической проблемы - ответственности человека за своих друзей и близких. В качестве примеров и иллюстраций при рассуждении используйте материалы видеосюжета из фильма «Осенний марафон».

6. Вы – директор туристической фирмы. Вы получили служебную записку от своего сотрудника, отвечающего за отправку туристической группы в г. Харбин.

                       

Уважаемый Иван Николаевич!                

Группа туристов не смогла вылететь в г. Харбин 15 августа рейсом 1326 в 19 часов 30 мин. по уважительным причинам.

И.В. Иванова.

Проведите с Ивановой беседу, в ходе которой Вы должны:

- обозначить тему разговора;

- выяснить причины (объективные и субъективные), приведшие к срыву программы;

- высказать собственный взгляд на случившееся;

- сделать вывод и объявить о своём решении.


7. Примите участие в обсуждении проблемы «Семья и современное общество».

Примерный сценарий проведения беседы

Сценарий речевого поведения преподавателя

Реплика-стимул

Схема речевого поведения тестируемого

1. Определение темы и круга возможных проблем. Запрос аргументации.

Сейчас одна из важнейших проблем … Как Вы относитесь к этой проблеме?

Предъявление и обоснование значимости проблемы.

2. Представление альтернативных мнений

Одни считают, что …, а другие считают, что … А как Вы считаете?

Присоединение к одному из мнений.

3. Декларирование противоположного мнения

Объясните, что Вы имеет в виду?

Несогласие с мнением собеседника. Аргументация собственной точки зрения.

4. Представление конкретной проблемной ситуации. Запрос ее возможного решения.

Но представьте: Вы оказались в ситуации, где … Что бы Вы делали в этом случае?

Представление возможного решения.

5. Высказывание собственной точки зрения

А как Вы думаете, почему так происходит? Как Вы можете оценить происходящее?

Опровержение мнения собеседника.

6. Настаивание на собственной точке зрения (выражение сомнения в высказанной точке зрения)

А что вы предлагаете ...? Обоснуйте своё мнение.

Настаивание на собственной позиции.

7. Запрос иллюстративной информации (обращение к личному опыту собеседника)

Вы не могли бы рассказать о такой ситуации?

Описание конкретной ситуации.

8. Запрос сравнения

А Вы можете сравнить ... ?

Чем отличаются ... и ... ? В чем их сходство?

Выражение сравнения.

9. Запрос рекомендации

А как Вы думаете ...?

Как Вам кажется, возможно ли... ?

Рекомендация.

10. Запрос разъяснения понятия

Что значит «...»? Как Вы понимаете «...»?

Разъяснение понятия.

11. Запрос вывода

Сделайте вывод, пожалуйста.

Вывод.

ЖЕНИТЬСЯ ИЛИ НЕ ЖЕНИТЬСЯ?

            «Люди сильнее любят друг друга, если не живут вместе»,- говорил Ницше. В Х1Х веке эта мысль не слишком затронула человечество: народы были озабочены глобальными проблемами типа мировой революции. Лишь спустя столетие люди обнаружили, что (сознательно или нет) следуют ницшеанскому постулату. Более 40% взрослого населения Европы избегают вступления в брак. В России эта цифра приближается к 30%. Зачем мужчине жениться, если современная бытовая техника и доступные сервисные службы прекрасно позволяют обходиться без жены-домохозяйки; зачем женщине выходить замуж, если внебрачный секс стал нормой, а зарабатывает современная девушка не хуже иного мужчины?

            Во всём мире среди холостяков до 45 лет преобладают мужчины: во-первых, на этом жизненном этапе их просто больше, чем женщин. Во-вторых, молодые женщины (особенно в России) до сих пор находятся под давлением общественного мнения и боятся роли «старой девы», в то время как молодые люди «берегут свободу». В-третьих, брак, где жена значительно моложе мужа, воспринимается обществом легче, чем брак, где моложе муж, - так что женщины часто выходят замуж за представителей старшего поколения, оставляя в одиночестве своих ровесников. В более позднем возрасте соотношение меняется: женщины живут дольше, чем мужчины, поэтому вдов больше, чем вдовцов. Меняется и психология: мужчина, побывавший в браке, боится развода и не выносит одиночества. Разведённый мужчина стремится к новому браку, разведённая женщина его избегает. Веским аргументом в пользу брака для мужчины является страх перед старостью. Ему надо жениться, чтобы было кому стакан воды подать, женщина же отдаёт себе отчёт в том, что воду стаканами скорее всего будет носить именно она.

            Некоторые учёные отмечают, что откладывание регистрации брака – симптом капитализма. Психология сознательного одиночки выражается во фразе: «Я достаточно зарабатываю на себя, но недостаточно на семью». Причём в наше время подобная рассудительность свойственна в равной степени и мужчинам, и женщинам. Но если в развитых европейских странах успешная карьера и финансовая стабильность – лишь необходимые условия для последующего создания семьи, то в России человек, достигший определённого социального и финансового уровня, зачастую теряет интерес к браку, предпочитая быстротечные, ни к чему не обязывающие романы.

            «Надо признать, что объективно семья – это дорогая вещь, - комментирует доктор философских наук Галина Силасте. – Создание её требует немалых материальных ресурсов, однако, по результатам опросов, восприятие семьи как главной жизненной ценности за последние 10 лет не только не ослабло, а даже окрепло».

            Современная тенденция «сначала работа, потом дом» не отменила института семьи, хотя заметно видоизменила его. Если человек до 30 лет делал себе имя и деньги, то он не сможет так просто от всего отказаться. Поэтому в конце ХХ века всё большее распространение получает так называемый «гостевой брак». «Одной из причин его развития является болезненное восприятие женщиной и мужчиной понятия личной свободы», - поясняет Галина Силасте. Если при этом супруги в финансовом плане не зависят друг от друга, то получается идеальный брак, где всю жизнь будет очень много романтики и совсем мало быта.

По материалам прессы