Занятие 2

Тренируемые умения и навыки: способность тестируемого достигать целей коммуникации в различных сферах общения с учетом характера социальных и поведенческих ролей.

                                  

1. Представьте себе, что Вы обсуждаете с друзьями только что увиденную выставку картин известного художника. Ваши точки зрения совпадают. Выскажите аналогичное мнение другими словами.

                                                                      

А: - Выставка была скучноватая, хотя это и очень известный художник.     

Б: - Действительно, скучноватая.

Вы: - ...

А: - Я бы даже сказал не очень профессиональная.

Б: - Согласен, картины написаны на непрофессиональном уровне.

Вы: - ...

А: - Художник не сумел передать яркие световые эффекты.

Б: - Да, мне тоже кажется, что пейзажи этого художника не пронизаны светом, нет тончайших переходов тени, переливов красок.

Вы: - ...

А: - Хорошие картины, по-моему, должны вызывать какие-то чувства...

Б: - А на работы этого автора иногда просто скучно смотреть.

Вы: - ...

2. Вы разговариваете с другом, который только что купил новую машину, а теперь считает, что его выбор неудачен. Возразите другу и убедите его в правильности сделанного выбора.

                                        

-          Какую неудачную машину я только что приобрёл. Цвет какой-то мрачный. Не поймёшь: то ли чёрный, то ли грязно-синий.

-          …

-          Да и салон слишком маленький: на четверых!                    

-          …

-          Максимальная скорость на наших дорогах - всего 100 км/час.                 

-          …

-          Всё равно ужасная. Я так жалею, что купил её!                                          

-          …

3. Поддержите диалог, используя слова, данные в задании. Для выражения заданного намерения произнесите их с соответствующей интонацией.

                                  

1. Вы согласны с собеседником:                                                   

- Тимур – лучший студент в нашей группе.

- (Ну, конечно!)

2. Вы не согласны с собеседником:

- Молодой человек, который ухаживает за моей сестрой, такой внимательный!     

- (Ну, конечно!)       

3. Выразите радость:                                                                               

- Кого я вижу? Сто лет тебя не видел!

- (Вот это да!)

4. Выразите сожаление:                                       

- Извини, но я не приду к тебе завтра: очень много работы.

- (Вот это да!)                                              

4. Просмотрите видеосюжет. Составьте монолог-рассуждение на тему «Ответственность общества и государства перед стариками». В качестве примеров и иллюстраций при рассуждении используйте материалы видеосюжета из фильма «Старые клячи».

5. Вы – директора колледжа. Вы получили служебную записку от своего секретаря, который должен был организовать автобусную экскурсию по городу для стажёров колледжа.                                                                        

Уважаемый Александр Сергеевич!

Автобусная экскурсия по городу 15 сентября 2016 г. не состоялась по уважительной причине.

О.И. Петрова.         

Проведите с Петровой беседу, в ходе которой Вы должны:

- обозначить тему разговора;

- выяснить причины (объективные и субъективные), приведшие к срыву программы;

- высказать собственный взгляд на случившееся;

- объявить о своём решении.                                                        

6. Примите участие в обсуждении проблемы «Экологическая катастрофа и пути её преодоления»

Причины экологической катастрофы, которая грозит всему человечеству, разные. В первую очередь это природное и антропогенное загрязнение.

            Опустынивание, то есть расширение площади пустынь, - одна из самых серьёзных жизни на земле. Общая площадь пустынь в настоящее время составляет около 20 миллионов квадратных километров и довольно быстро увеличивается. Интенсивно растут пустыни в Азии, Америке, Австралии и Африке. Появилась своя собственная пустыня и на территории Калмыкии возле Каспийского моря. Неразумное поведение современного населения пограничной с пустыней полосы подрывает хрупкое природное равновесие, и пески захватывают новые земли.

            Во многих странах мира автомобиль превратился в злейшего врага природы и человека. Автомобиль занимает первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу. Каждый новый миллион автомобилей занимает 2-3 тысячи гектаров земли под гаражи и стоянки, заправочные и станции технического обслуживания. Наконец, такой армии машин требуется примерно 15 тысяч километров дорожного покрытия. Автомобиль вытесняет зелёные насаждения и парки, детские и спортивные площадки. В Москве, например, 70 процентов загрязнения атмосферы даёт автотранспорт. Плотная сеть автодорог покрыла нашу планету, которая задыхается от выхлопных газов.

            Но природа страдает не только от загрязнения воздуха. Дороги нарушают естественный сток воды на прилегающих к ним территориях, ухудшая среду обитания живых существ. Автомагистрали разрезают природный ландшафт и разделяют экологические системы на участки, где не могут нормально развиваться животные и растительные сообщества.

            Учёные мирового сообщества признают исчезновение лесов одной из самых серьёзных экологических проблем. Современному жителю Франции трудно представить, что когда-то её территория на 80% была покрыта лесами. К середине 17 века лесные ресурсы стран Западной Европы были окончательно подорваны. Остатки лесов сохранились к этому времени лишь на 15 процентах её площади. Да и на всей планете их уцелело менее четверти – примерно 15 миллионов квадратных километров.

            Быстрое разрушение лесных экосистем наблюдалось и в России. Территория, занятая лесными массивами, на сегодняшний день составляет лишь чуть более 30 процентов. В ряде районов юга России леса вырублены полностью.

            Но лес – это не только источник древесины, но это и «лёгкие» нашей планеты. С уменьшением лесов количество углекислого газа в атмосфере увеличивается, а его избыток вызывает парниковый эффект.

                        Одна из самых серьёзных проблем, с которой сталкивается современный человек, - потепление климата. И дело здесь не только в «парниковом эффекте». За короткий период времени люди значительно уменьшили водорегулирующие возможности поверхности суши. Человек бездумно вырубал леса, распахивал степь, осушал болота, строил города и дороги. Распашка полей, уборка урожая, сенокос приводят к изменению водорегулирующих свойств поверхности. Такие скачкообразные изменения в экосистемах расшатывают естественные процессы регуляции климата, сложившиеся в биосфере за многие миллионы лет развития.