Занятие 3

Тренируемые умения и навыки: способность тестируемого достигать целей коммуникации в различных сферах общения с учетом характера социальных и поведенческих ролей.

                                              

1. Представьте себе, что Вы обсуждаете с друзьями только что увиденный телефильм. Ваши точки зрения не совпадают. Выскажите противоположное мнение.

       

А: - Я особого отличия телевизионного фильма от обычного не вижу.

Б: - Я тоже не нахожу большой разницы между теле- и кинофильмом.

Вы: - …

А: - Мои личные наблюдения показывают: если на экране ставятся какие-нибудь серьёзные, требующие размышления проблемы, многие телезрители переключают на другой канал

Б: - Я тоже так думаю. И фильм, который мы сейчас смотрели, наверное, немногие телезрители досмотрели до конца.

Вы: - …

А: - Режиссёр обратился к важнейшим проблемам современной жизни.      

Б: - Да, фильм ставит серьезнейшие вопросы.

Вы: - …

А: - Я считаю, что режиссёр абсолютно прав: всё надо решать через человека, ибо в любом искусстве главное – это человек, его дела, раздумья, проблемы, стоящие перед ним сегодня.

Б: - Не могу с тобой не согласиться.

Вы: - …

А: - И замысел автора в этом телефильме вполне ему удался.

Б: - Вне всякого сомнения.                                                           

Вы: - …

2. Вы разговариваете с друзьями. Вы недавно купили путёвку в Южную Корею, а теперь сомневаетесь в правильности своего выбора. Ваши друзья Вас убеждают в том, что выбор удачный.

А: - Отличная путёвка! Я бы сам с удовольствием туда поехал.

Б: - Точно. Я тебе, старик, завидую белой завистью.    

Вы: - …

А: - И время для отдыха отличное: октябрь, отдыхающих там сейчас немного, жары нет. В общем, бархатный сезон.

Б: - Не забывай, и цены, по сравнению с летними, умеренные.

Вы: - ...

А: - Можно не только отдохнуть, но и столько нового узнать!

Б: - Да, прекрасная возможность поближе познакомиться с культурой другого народа.

Вы: - ...

А: - Что я могу сказать: на вкус и цвет товарищей нет.            

Б: - А я могу добавить: скажи, как ты отдыхаешь – и я скажу тебе, кто ты!

Вы: - ...                                                                                                                               

3. Поддержите диалог, используя слова, данные в задании. Для выражения заданного намерения произнесите их с соответствующей интонацией.

1. Вы согласны с собеседником:

-          И зачем я пошёл на эти компьютерные курсы: свободного времени совсем нет да и ездить на них надо через весь город.

- (Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай!)

2. Вы не согласны с собеседником:

- Гена совсем не ходит на занятия по русскому языку. Я думаю, что надо сообщить об этом организации, пославшей его на курсы.

- (Зачем выносить сор из избы?)

3. Выразите удивление:

- Почему ты так испугался?

- (Ты что дрожишь как заяц?)

4. Выразите радость:

- Как давно мы не виделись!

- (Сколько лет, сколько зим!)

4. Просмотрите видеосюжет. Составьте монолог-рассуждение на тему «Может ли быть мошенник обаятельным?». В качестве примеров и иллюстраций при рассуждении используйте материалы видеосюжета из фильма «Золотой телёнок».

5. Вы – преподаватель русского языка. Ваш студент сообщил Вам, что не смог написать сочинение на заданную тему к определённому сроку. Проведите с ним беседу, в ходе которой Вы должны:

- обозначить тему разговора;

- выяснить причины (объективные и субъективные);

- высказать собственный взгляд на случившееся;

- объявить о своём решении.

6. Примите участие в обсуждении проблемы «Демографический взрыв – угроза номер один».

            В 1988 г. Национальное географическое общество США опубликовало карту мира под названием «Земля в опасности». Опасность номер один на этой карте – давление населения (военная угроза при этом не учитывалась).

            Демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ в., не может не поражать воображения. Человек разумный как вид живых существ существует на планете около 100 тыс. лет, но лишь примерно 8 тыс. лет назад на Земле стало насчитываться около 10 млн. человек. Численность землян увеличивалась очень медленно, пока они жили охотой и собирательством, вели образ жизни кочевников. Но с переходом к оседлому земледелию, к новым формам производства число людей стало быстро увеличиваться и к середине ХVIII столетия составило около 800 млн. 11 июля 1987 г. было объявлено ООН «днём рождения 5-миллиардного человека» Следующее столетие встретят больше 6 миллиардов человек.

            Стабилизация численности населения в мире – одно из важных условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию. По всей вероятности, современная численность людей на Земле удвоится. Хотя темпы роста населения в мире понемногу снижаются, абсолютные величины прироста быстро растут. Например, если в 1988 г. прирост составлял 86 млн. человек в год, то в начале 90-х гг. он уже превысил 90 млн. человек в год. Это означает, что каждые сутки в мире становится на четверть миллиона человек больше.

            Существенная особенность современной демографической картины мира состоит в том, что 90% прироста населения приходится на развивающиеся страны, доля которых в общей численности населения мира повышается и к 2000 г. превзойдёт 80%. Основная масса населения живёт и в ещё большей степени будет концентрироваться в трёх регионах: на юге и юго-востоке Азии (население Индии и Китая составляет 2/5 населения мира), в Латинской Америке и в Африке.

            Чем же опасна для человечества такая скорость размножения?

            За последнюю четверть века количество плодородной почвы сократилось во всём мире на сотни миллиардов тонн. На сотни миллиардов кубометров уменьшилось количество воды, необходимой для выращивания урожая.

            Мировое производство продуктов питания достигло своего пика в середине восьмидесятых годов и с тех пор практически остаётся на том же уровне. В африканских странах, расположенных к югу от Сахары, производство продуктов питания на душу населения сокращается в течение последних 20 лет, а в Латинской Америке такой же процесс начался 15 лет назад.

            Не утешает и прогноз климатических изменений на ближайшие десятилетия. Накопление углекислоты и других загрязнителей атмосферы будет способствовать потеплению и усилению засух. К этому следует добавить, что качество произведённого продовольствия вследствие загрязнения пестицидами и промышленными выбросами заметно ухудшается.

            Увеличение населения приводит ко всё большему росту промышленного производства, разрастанию городов. Быстро вытесняются оставшиеся естественные экосистемы, в больших количествах потребляются всё новые ресурсы, растут горы отходов, загрязняется среда обитания.

            Перенаселение тяжёлым бременем ложится на ослабленную самими же людьми биосферу планеты. Учёные признают перенаселение Земли как одну из самых серьёзных причин общего экологического кризиса.