События года

5 июня 2023

В рамках учебной исследовательской практики студентов Восточного института – Школы региональных и международных исследований на базе фонда редких изданий Научной библиотеки главный библиотекарь, к.и.н. Роман Сергеевич Авилов прочитал лекцию по истории развития практического востоковедения на Дальнем Востоке Российской империи для студентов первого курса по направлениям подготовки «Перевод и переводоведение» и «Востоковедение и африканистика».

Р.С. Авилов дал сравнительную характеристику программам востоковедного образования в Санкт-Петербургском Императорском университете и Восточном институте во Владивостоке. Обратил внимание на особенности подготовки и самостоятельной практической работы студентов и слушателей Восточного института во время научных командировок в страны Дальнего Востока, на высокий уровень предоставляемых ими отчётов и дневников, за которые П.Г. Васкевич, В.М. Мендирин, А.В. Гребенщиков и другие отличники были удостоены награждения золотыми и серебряными медалями. Их работы публиковались в «Известиях Восточного института». Отметил, что русский дипломат, востоковед, выпускник Восточного института П.Г. Васкевич в период русско-японской войны (1904–1905 гг.) работал драгоманом (переводчиком) в штабе армии Алексея Николаевича Куропаткина, на тот период времени главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии. Авилов Р.С. обратил внимание на плеяду дальневосточных генерал-губернаторов, которые укрепляли Российскую империю на «крайнем Востоке», в частности, показал специфику административной работы со странами Дальнего Востока приамурского генерал-губернатора Павла Фёдоровича Унтербергера (1905–1910 гг.). Р.С. Авилов рассказал о причинах и целях строительства Владивостокской морской крепости – последней, которая принадлежит к самым мощным морским крепостям в мире. Крепость создавалась исключительно русскими военными инженерами и строителями, солдатами, саперами. Крепостные сооружения строились с учётом всех достижений фортификационной науки того времени.

Студенты громкими аплодисментами поблагодарили ученого за интересный рассказ.