Новости

6 октября 2020

Размышления о воспитательном потенциале школьных дисциплин в становлении личности гражданина России – начало масштабного диалога между учеными и практиками

 

2 октября 2020 года в формате Zoom состоялся круглый стол на тему «Воспитательный потенциал истории и обществознания в становлении личности гражданина России». Организаторами выступили Отделение общего среднего образования Российской академии образования и Дальневосточный региональный научный центр РАО при участии Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики. Поводом для совместного диалога стало вступление в силу 1 сентября 2020 года федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Новые поправки к закону расширяют понятие воспитание так, чтобы оно было направлено на «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». К обсуждению вопросов воспитания современных детей и подростков через призму предметов «История» и «Обществознание» присоединились коллеги из МГУ им.В.В.Ломоносова,  Белорусского государственного университета, ДВФУ,  Приморского краевого института развития образования, Амурского государственного университета и других вузов страны.

Большим докладом с размышлениями о месте воспитания в предметных областях история и обществознание открыла круглый стол член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор, главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» Анна Юрьевна Лазебникова. На протяжении нескольких лет она была председателем федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию. Она отметила, что длительное время воспитание не было предметом пристального интереса со стороны государства, а потому российские школы самостоятельно пытались разрешить вопросы воспитания, по-разному понимая их. Сегодня, с появлением стратегических ориентиров, задаваемых государством, это стало возможно целенаправленно реализовывать в урочной и внеурочной работе. Ее выступление продолжила д.п.н., профессор Института стратегии развития образования РАО, автор учебно-методического комплекта по всеобщей истории Л.Н.Алексашкина, которая подчеркнула сложности в реализации воспитания при сильнейшем влиянии на подрастающее поколение социальных факторов и СМИ.

О принципах экспертизы программ воспитания рассказал заместитель президента РАО И.С.Павлов.

Очень содержательным и эмоциональным стало выступление декана факультета журналистики им.М.В.Ломоносова, д.филол.н., профессора Е.Л.Вартановой. Елена Леонидовна рассказала о проблемах СМИ в освещении истории и исторических событий и отметила, что сегодня книги, учебники и телевидение проигрывают в вопросах влияния на мировоззрение современных подростков и молодежи по сравнению с Интернетом. Также она подчеркнула, что задачей школы становится поиск баланса между использованием медиа среды и традиционных средств в воспитании.

Размышлениями о месте человека как субъекте образования, роли диалога в обучении поделился ректор Белорусского государственного университета д.п.н., профессор А.Д.Король.

Вопросы воспитательного потенциала и проблемы преподавания школьного курса новейшей истории осветил д.ист.н., профессор кафедры исторического образования Школы педагогики ДВФУ Д.В.Лихарев. Дмитрий Витальевич отметил, что в курсе новейшей истории существует ни мало дискуссионных вопросов, в рассмотрении которых нельзя опираться на одну точку зрения. Чтение исторических источников, обращение к воспоминаниям современников, сопоставление различных позиций, обогащает изучение истории, заставляет думать, размышлять, обосновывать и объяснять исторические явления. В этом и должен заключаться воспитательный потенциал истории как важного учебного предмета, способствующего развитию мировоззрению, гражданской позиции и самосознания.

И.В.Пчела, к.п.н., доцент кафедры исторического образования Школы педагогики ДВФУ осветила интереснейший материал,  представляющий анализ используемых форматов внеурочной и внеклассной работы среди педагогов Приморского края. Было отмечено, что педагоги испытывают трудности в выборе таких форм воспитательной работы, как дискуссии, дебаты, круглые столы и пр., отдавая предпочтения классическим классным часам и беседам. Назрела необходимость в расширении у учителей представления о многообразии современных форм воспитательной работы и такую необходимость возможно удовлетворить в организации курсов повышения квалификации для учителей.

О современных подходах к воспитательной работы в школе по предупреждению преступности и правонарушений несовершеннолетних говорил к.ист.н., доцент кафедры исторического образования Школы педагогики ДВФУ Е.А.Пазенко.

В заключении, все участники круглого стола подчеркнули важность возникшего диалога. Многие выступающие говорили о том, что это первая попытка в России заявить о роли воспитательного потенциала в преподавании столь значимых в содержании школьного образования как «История» и «Обществознание», от качества преподавания которых зависит формирование патриотической и гражданской позиции, гражданского самосознания подрастающего поколения. Все коллеги выразили надежду, что подобным обсуждением будет продолжена череда встреч-размышлений о будущем и настоящем российского образования и его мощном воспитательном потенциале.

Директор ДРНЦ РАО Т.Н.Шурухина