Владивостокское Коммерческое Училище – первый «ручеек»?

 

Перед нами уникальный документ – «Отчетъ Владивостокскаго Коммерческаго Училищаза 1913-14 учебный годъ съ добавленiемъ данныхъ изъ неизданныхъ отчетовъ 1910-1913 учебныхъ годовъ».

Казалось бы, какое отношение Коммерческое Училище имеет к физике, физикам и столетию физического образования?

Ну, во-первых, на долгие годы после восстановления Дальневосточного государственного университета в 1957 году основной площадкой для размещения учебных и научных подразделений физиков и визитной карточкой физического образования стало это замечательное здание, построенное в 1913 году на углу улиц Нагорная (ныне – Суханова) и Петра Великого, в центральной части города Владивостока:

1.png

ку2.png

 

Информацию о том, как тщательно оно было спланировано для организации учебного процесса, создания комфортных условий для обучающихся и сохранности на долгие годы, можно найти на страницах 44 – 88 «Отчета». Почитайте – получите незабываемые впечатления!

А во-вторых, интересно и поучительно отношение к преподаванию физики в Училище, являвшемся в общем-то средним профессиональным учебным заведением, ориентированным на подготовку к торговому делу. Первое упоминание об этом, связанное с озабоченностью состоянием физического кабинета, найдем на страницах 68 − 69 «Отчета»:

 2.png

3.png

Далее, проблемы, связанные с преподаванием физики, описываются на страницах 114 − 118 в разделе «Практическiя занятiя, II. Физика». Удивителен для учебного заведения такого профиля набор лабораторных работ по физике: коэффициенты линейного и кубического расширения, теплоемкость веществ, плотность твердых и жидких тел, действия тока на мягкое железо и сталь, работа с электромагнитным телеграфом и др. Ответ на вопрос – «ЗАЧЕМ ЭТО?», и связанное беспокойство руководства Училища по уровню оснащенности кабинета физики, дан в этом же отчете на стр. 118:

4.png


Попечительский совет Училища, состоящий в основном из купцов и дворян, быстро переходил от постановки проблемы к ее решению. В данном случае решение можно увидеть, сопоставляя две утвержденные статьи расходов по Годовой смете Коммерческого Училища, формирующейся практически наполовину из взноса Города и частных лиц, и платы за обучение (всего 67 000 рублей):

− Оборудование здания новой мебелью и ремонт мебели и обстановки  – 2000 р.

− Уплата долга за пособия по физике и заказ пособий 2 очереди             − 3000 р. (!)

Сравнивая три приведенных суммы, нетрудно убедиться, что управляющие Училищем органы умели не только «высказывать озабоченность», но и находили возможность решения нестандартных задач, которые сами и ставили. Одной из этих задач, как ни удивительно, стало создание серьезной программы по обучению слушателей Училища физике. Поэтому есть все основания считать, что один из маленьких «ручейков» физического образования имеет своим истоком Владивостокское Коммерческое Училище, работавшее в городе с 1908 по 1922 год.

Прошло без малого 90 лет, и Ученый совет Дальневосточного государственного университета санкционировал программу переоснащения физических лабораторий, в том числе располагающихся в здании ДВГУ по ул. Суханова (бывшей Нагорной) самым современным физическим оборудованием. Соответствующая многолетняя смета в значительной части формировалась за счет доходов университета, получаемых от внебюджетной деятельности. Достижения физиков оказывали значительное влияние на позиционирование университета в стране и Азиатско-Тихоокеанском регионе, дополняя усилия выдающихся научных школ в области востоковедения, лингвистики, истории, юриспруденции, политологии, а также математики и других естественных наук – химии, биологии, географии, океанологии и др.

Это ли не сохранение традиций?

Видимо, зданию бывшего Коммерческого Училища, спроектированному гражданским инженером Китайской Восточной железной дороги С.А. Венсаном, была уготована историческая участь стать «гнездом физиков». Сотни выпускников-физиков словосочетание «альма-матер» относят не только к университету как сущности, но и к конкретному зданию, остающемуся для них символом высококлассного образования, которое они здесь получали (если хотели!).

Ну, а о результатах преемственности традиций физического образования − в последующих материалах этой рубрики.