Истории студентов

18 августа 2020

Сегодня Артур Погорелов – аспирант, изучающий «Науки о Земле». За 8 лет обучения в ДВФУ молодой человек стал автором многих научных проектов, которыми гордится университет. Заслуги молодого ученого отмечены стипендией Президента России. Артур рассказал нам про траекторию своего образования, свои главные достижения и исследовательские интересы.

Про образование

В 2012 году я поступил в ДВФУ на бакалавриат, выбрав направление подготовки «География», и сейчас продолжаю идти по этой траектории уже в аспирантуре. Тогда наш университет мне показался интересным и привлекательным. Уже на тот момент было очевидно, что у ДВФУ есть значительный образовательный и научный потенциал. Кроме того, в университете успешно функционировала уникальная для Дальнего Востока образовательная программа по географии, на которую я и поступил. В 2016 году продолжил обучение в магистратуре, а в 2018 г. поступил в аспирантуру ДВФУ, выбрав программу «Науки о Земле».

Кстати, география – вполне себе современная, достаточно технологическая наука, решающая интересные теоретические и практические задачи с использованием средств цифровой картографии, геоинформационных технологий и других методов. Как показал опыт, без географических знаний, исследований невозможно решать многие проблемы пространственного развития и реагировать на вызовы, связанные с трансформацией различных природных геосистем и окружающей среды в целом. Это особенно актуально на фоне глобальных изменений климата и хозяйственной деятельности.

Основная сфера моих конкретных научных и профессиональных интересов затрагивает уникальную область географической науки – медицинскую географию. Это на самом деле интересное, специфичное направление, которое заинтересовало меня с первых курсов бакалавриата. Если говорить кратко, то в рамках медицинской географии изучаются проблемы влияния природной и антропогенной среды на здоровье человека, а также связанные с этим закономерности в пространственном распространении болезней.

Про главное достижение на сегодня

Честно говоря, сложный вопрос. Смотря как к нему подходить, формально или неформально. Если исходить из формальных позиций – главные достижения, как мне представляется, впереди. Хотя, конечно, для меня важны полученные научные достижения, например, победы в конкурсах научных работ Русского географического общества, а также в рамках международной конференции молодых ученых «Ломоносов» в МГУ имени М. В. Ломоносова, впервые сразу в двух подсекциях по физической географии и социально-экономической географии. Но большее значение для меня представляют неформальные достижения – это, конечно же, вхождение в профессиональное сообщество, доброжелательные отношения с коллегами, обретение научных контактов с ведущими российскими и зарубежными географами.

Про внеучебную деятельность

Сейчас я аспирант, и как таковой учебной деятельности уже нет. В более строгом формате учебная деятельность закончилась на этапах бакалавриата и магистратуры. В аспирантуре уже в большей мере занимаюсь, как было принято именовать это занятие в студенчестве, внеучебной деятельностью, переросшей для меня в постоянную работу – исследовательскую, аналитическую деятельность. В июне сдал последний кандидатский экзамен. В настоящий момент продолжаю работать над научно-квалификационной работой и некоторыми другими проектами.

Про роль образования в проектах

Да, несомненно. Полученное мною образование помогает заниматься реализацией как инициативных проектов, так и проектов, в которые меня привлекают коллеги. Географическое образование дает особое пространственное системное мышление, позволяющее рассматривать разномасштабные ситуации, как поэлементно, так и в комплексе с максимально возможным учетом всех обстоятельств или имеющихся проблем.

Что должен сделать студент, чтобы стать стипендиатом Президента России?

Здесь можно было бы сказать, что нужно заниматься любимым делом или, например, войти в какое-нибудь актуальное направление, что качается науки. Это все, по-моему, очевидно. Относительно стипендии Президента РФ следует ознакомиться с требованиями к претендентам, соотнести свои достижения с формальными критериями и подавать заявку. Какого-то специфичного рецепта действий нет. Самое главное, чтобы я посоветовал – не бояться участвовать и подавать заявки на какой-либо заинтересовавший вас стипендиальный, грантовый конкурс. При этом важно понимать, насколько твой задел соответствует предъявляемым требованиям со стороны грантодателей. Например, внутренние стипендиальные конкурсы ДВФУ за успехи во внеучебных видах деятельности предъявляют меньшие требования по сравнению с крупными российскими и зарубежными фондами, которые, наряду с более серьезными требованиями, зачастую внедряют дополнительные критерии и конкурсные этапы. Учитывая это, с наличием какого-либо задела, не нужно бояться, стесняться или проявлять неуверенность в подаче заявок. Кроме того, участие в стипендиальных, грантовых программах – это дополнительная оценка твоего портфолио и в отдельных случаях возможность получения обратной связи от экспертов.

Про пользу стипендиальных программ

Победа в стипендиальной программе – это прежде всего оценка твоей работы, оценка того, что ты движешься в правильном направлении. Если твои результаты оцениваются, поощряются, значит это интересно и актуально. Вместе с тем стипендиальная программа является финансовым поощрением, которое позволяет повысить свой образовательный, да и в целом человеческий, капитал. И я не исключение. Стипендиальная поддержка дала мне возможность академической мобильности, пройти дополнительные образовательные программы и прочее.

Благодаря стипендиальным программам я узнал о новых проектах и программах, которые реализуются грантодателями. Например, Экологический фонд имени В.И. Вернадского в этом году организовал для стипендиатов серьезную площадку в онлайн-формате в области экологического образования и проблем устойчивого развития. Оксфордский Российский фонд ведет свои образовательные проекты, пару лет назад запустил новую востребованную стипендиальную программу для молодых ученых.

Этот опыт мне уже помогает и надеюсь будет только преумножаться. Он позволяет ставить перед собой новые, нестандартные задачи. В ближайшем будущем, после окончания аспирантуры и защиты диссертации, хотелось бы продолжить работу в нашем университете, развивая новые научные и образовательные проекты в области медицинской географии, смежных направлений и в целом географической науки.

Про выбор стипендиальных программам

С приходом в аспирантуру целевой диапазон стипендиальных программ сузился, по сравнению с бакалавриатом и магистратурой, но при этом открылись возможности участия в различных грантовых программах. Прежде всего выбор касается профильной ориентированности той или иной стипендиальной, грантовой программы. Например, географам или экологам будут интересны программы Фонда имени В.И. Вернадского, Русского географического общества и другие, в которых стараюсь принимать участие. Существуют общие конкурсные программы, например, именные стипендии Губернатора Приморского края, Президента и Правительства России и прочее, в которых принять участие могут студенты и аспиранты всех направлений подготовки. Подготовка к участию в стипендиальном конкурсе в основном сводится к заполнению заявок и оформлением к ней необходимых приложений.

Что ты порекомендуешь ребятам, которые не знают с чего начать в траектории своего развития?

Это очень важный и многогранный вопрос.

Есть ребята, которые только приходят в университет на бакалавриат, и они уже знают, чего хотят в будущем. Но подобная ситуация, как мне кажется, в настоящий момент является редкостью, хотя имеет место быть. Наверное, в большей мере такие случаи типичны для образовательных направлений, где существует серьезная конкуренция, большой конкурс среди хорошо подготовленных абитуриентов. Что касается направлений, где конкуренция выражена не так остро, часто у поступивших имеются смутные представления о будущей траектории развития. В этом случае немалую роль играют преподаватели, тьюторы, которые должны помочь, подсказать, направить. Но так бывает не всегда. В таком случае можно посоветовать следующее: понять для себя лично, а твое ли это дело или нет. Своевременный ответ на этот вопрос позволит тебе сэкономить личное время, внутренние ресурсы и поможет при необходимости переориентироваться внутри выбранного направления или между специальностями. Очень важно понять, что же тебе интересно и почему. Если тебе выбранное направление интересно, ты всегда ответишь почему, зачем и так далее. Дальше: дело за малым.

Учась на бакалавриате, особенно на старших курсах, желательно определиться с конкретной специализацией, в рамках которой ты хотел бы развиваться в своем направлении, например, в биологии – это может быть ботаника, зоология, эволюционная биология и так далее, в географии – биогеография, инженерная география, геоурбанистика и прочее. Это поможет тебе в выборе магистратуры и построении своей дальнейшей траектории, хочешь ли ты быть общеуниверсальным, узким или междисциплинарным специалистом. Желательно, скорее даже обязательно, участвовать во внеучебной деятельности, тем самым получать дополнительные компетенции – организационные, проектные, исследовательские и другие. И при этом учиться направленно, стараясь при первой же возможности находить практическое применение полученным знаниям и навыкам в период обучения (участие в совместных проектах с преподавателями, существующих партнерских программах, прохождение производственных практик в зарекомендовавших себя компаниях и тому подобное).

Напоследок несколько слов об аспирантуре. Я бы порекомендовал выпускникам магистратуры или специалитета более осторожно отнестись к выбору аспирантуры как дальнейшей траектории профессионального развития. Не нужно начинать этот этап образования бесцельно, в аспирантуре уже следует ставить перед собой конкретные неабстрактные цели и задачи!

Текст: Мария Третьякова

Фото: Артур Погорелов