4 декабря 2023
В Дальневосточном федеральном университете в рамках II Краевого форума «Вопросы межнационального взаимодействия и профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде» состоялась сессия «Проблемы и практики адаптации иностранной молодежи к образовательному процессу в Приморском крае». В ней приняли участие специалисты, реализующие молодежную политику в крае и городе Владивостоке, педагоги ведущих вузов и колледжей, а также российские и иностранные студенты.

С участниками форума своими практиками по адаптации иностранных учащихся к образовательному процессу поделились  кандидат педагогических наук, доцент Департамента педагогики и психологии Школы педагогики ДВФУ Татьяна Лавриненко, кандидат педагогических наук, заведующая Кафедрой русского языка как иностранного Восточного института – Школы региональных и международных исследований ДВФУ Лилиана Воронова и кандидат исторических наук, доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Егор Марин.

Как отметила Татьяна Дмитриевна, приехав в Россию учиться, иностранные студенты испытывают культурный шок, вызванный дистанцией между привычной для них культурой своей страны, и российской культурой, традициями, ценностями. Поэтому необходимо взаимодействовать с ними с позиции тьютора и наставника. На занятиях с иностранными магистрантами, аспирантами надо проектировать образовательную ситуацию таким образом, чтобы она стала стабилизирующим, поддерживающим фактором, позволяющим ему сохранить идентичность в таком многообразии культур, снять напряжение, создать на занятиях культурно-образовательную среду на основе принципов принятия каждого каждым, эмпатии, открытости, толерантности, учета индивидуальных запросов.

Лилиана Вячеславовна рассказала о том, какие мероприятия проводит Кафедра русского языка как иностранного, чтобы студенты быстрее адаптировались к образовательному процессу и на практике знакомились с российской культурой, учились ее уважать и ценить. Егор Борисович поделился своим опытом адаптационной работы со студентами из Китая. К примеру, в рамках курса «Психология» проводились обсуждения этнокультурных особенностей России и Китая с китайскими студентами 1 курса. Преподаватель спрашивал, что в России вызывает недоумение, что неприятно. Очень неприятной для китайских девушек-студентов была ситуация, когда русские студенты просили у них сигареты. Такое обращение воспринималось ими по меркам китайской культуры как оскорбительное. Оказалось, что отношение к курению в России и Китае сильно отличается.