Выставки

16 октября 2020

Евгений Макеев, Кейт Зох, Алексей Алпатов, Аннас Селина, Слава ПТРК, Владимир Колесников.

живопись

09 октября – 01 ноября 2020 г.

Межрегиональный выставочный проект «Para bellum» реализуется Художественным музеем ДВФУ - победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина и направлен на развитие музея как многофункционального культурного центра, вписанного в художественную среду города.

«Si vis pacem, para bellum (лат. хочешь мира – готовься к войне)», —крылатое выражение, автором которого принято считать древнеримского историка Корнелия Непота, жившего более 2000 лет назад. Спустя несколько столетий Флавий Вегеций в «Кратком изложении военного дела» высказался подобным образом: «Qui desiderat pacem, praeparet bellum (кто желает мира, пусть готовится к войне)». Современные интеллектуалы рассуждают подобным образом: «Борьба за доминирование - общий биологический закон». Высказывания сводятся к тому, что, стремясь занять лучшую территорию для выживания и продолжения рода, все животные состязаются в превосходстве. Но результат состязания за статус не всегда определяется силой. Даже в мире дикой природы клыки и жала - крайние средства. Место конкурентов на пирамиде доминирования обычно определяется не применением силы, а демонстрацией её атрибутов. Однако внутренняя война бывает куда страшнее внешней.

Выставка «Para bellum» напоминает о разных видах борьбы, которые ведут люди, и ставит в центр обсуждения вопрос: «Достаточно ли в XXI веке имеющихся ресурсов для решения проблем человека в частности и человечества в целом?». Хотелось бы верить, что примеры прошлого научат нас одерживать победы без трагедий.

Говорить о войне (конфликте, агрессии, насилии, борьбе) непросто – много деталей, которые обычно скрыты от глаз наблюдателей, недостаточно информации да и ритм жизни сегодня настолько быстрый, что времени серьезно думать о феномене войны, глубокой потребности людей в счастье и мире, но вместо этого вовлеченных в борьбу, практически ни у кого нет, если это не является предметом профессионального интереса. Сюжеты работ Евгения Макеева, Кэйт Зох, Алексея Алпатова, Владимира Колесникова, Анны Селиной и Славы ПТРК предлагают нам посмотреть на важный вопрос со стороны, затрагивая, в первую очередь, сердце, которое пробуждает разум.

Серия работ Евгения Макеева «Невский пятачок» - о земле, которая олицетворяет собой Абсолютную войну, направленную на тотальное уничтожение людей. Невский пятачок - плацдарм, который занимали советские войска с 1941 по 1943 год и который сыграл решающую роль в удержании линии фронта и прорыве блокады Ленинграда. Он был назван пятачком, потому что этот участок на карте был размером с пятикопеечную монету тех времён. Сложно оценить, каковы были человеческие потери на Невском пятачке. Принято считать, что погибших было 50-85 тысяч человек. Для территории площадью 2 километра в длину и 800 метров в ширину эта цифра невероятно велика. В целом погибло около 90% воевавших на Пятачке. Солдат хоронили здесь же, но разрывы снарядов нередко снова поднимали тела, и их хоронили заново. На Пятачке воевали люди со всего Советского Союза, большинству из которых было 16-25 лет. До сих пор найдены останки небольшого процента всех погибших, и ещё меньший процент опознан тех, кого хоронят (последнее захоронение было в сентябре 2018 года). Вся земля на этом месте была выжжена, а по количеству найденных снарядов, оружию и другой техники на квадратный метр нет мест, аналогичных Пятачку. Многое из этого так и не было извлечено. Весь плацдарм был изрыт траншеями и противотанковыми рвами, и даже спустя 75 лет многие следы остались на земле. Также на этой местности до сих пор не растут деревья, а лес начинается только через 800 метров от реки. На другом берегу находится посёлок Невская Дубровка, с которого приходило подкрепление на Невский пятачок. Это самое узкое место Невы, где её ширина составляет 250-300 метров. В 2017 году Евгений Макеев был одним из художников, работавшим над экспозицией Музея «Прорыв блокады Ленинграда». Впечатление от присутствия на той земле было настолько сильным, что Евгений начал работу над новой серией картин, представленных на выставке «Para bellum». Не анализируя, что хорошо, а что плохо, что можно назвать добром, а что злом, Евгений пишет лиричные пейзажи, посвященные одному из самых страшных мест на земле.

Картины Кейт Зох автобиографичны. Ей пришлось испытать чувство утраты, предательства и одиночества, которые побудили пройти курс у психолога, самой заняться психологией и научиться артикулировать проблемы для решения внутренних конфликтов. Кейт использует символы, которые дают ключ к дешифровке ее образов: осьминог означает высшие силы, которые имеют непосредственное отношение к нашему рождению как физическому, так и к духовному. Кисть символизирует способ познания себя, с помощью живописи, художница анализирует, проживает и осмысляет многие жизненные ситуации, преобразовывая их в картины. Ноги – жизненный путь. «Прежде, чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли», каждый путь особенный, каждый трудный и каждый завораживающе прекрасный. Важно идти своей дорогой и не смотреть по сторонам, замечать красоту и проявлять уважение к собственному опыту и опыту других.

Владимир Колесников задумывается о конфликте культур исторических эпох. На его картинах изображенные в стиле пинап девушки - метафора массовой культуры, которая строится на инстинктах, по мнению автора. Владимир в представленной серии за основу берет узнаваемые классические работы: «Капитолийская волчица», «Лев, атакующий лошадь», «Медуза Горгона», «Артемида», - отсылающие нас к основателям Рима и основам имперской культуры. Соединяя классические образы с соблазнительными полуобнажёнными красавицами, художник предлагает задуматься об уничтожении предметов высокого искусства объектом низовой культуры. Взгляд художника неизбежно обращен в прошлое, в эпоху Возрождения, но и неразрывно связан с настоящим — с массовой культурой, клиповым мышлением и переоценкой ценностей. В работах Колесникова, стилизованных под итальянский рисунок эпохи маньеризма, всегда есть минимум два пласта, и каждый создает множество смыслов. Противопоставляя вечное сиюминутному, художник ставит смотрящего в позицию выбора. Что зацепит первым — античная статуя или сексуальная девушка с плаката?

В 2019 году состоялась вторая персональная выставка московской художницы Анны Селиной, которая пытается быть откровенной, на даже на холстах оставляет место для серых зон, когда идея не считывается с первого взгляда. Она дает себе право искать приемы, сюжеты, темы, обращаясь к современности и современной культуре, транслируемой через кинематограф. Создавая живописные коллажи, художник делает выбор в сторону изобразительности. Тем не менее, даже не считывая явным образом идею повествования, зритель испытывает чувство тревоги и неопределённости, острой необходимости поиска себя и желания принять все страхи подсознания. Анна Селина в своих картинах обращается к философскому вопросу мироустройства, синтезируя ощущения разрушения и созидания в единый эмоциональный сплав. Картины «Сестра Минотавра», «Всё, что вам нужно – это любовь», «Дорога цветов», «Метаморфозы Гудини» - о личном окружении человека, о семье, друзьях, которые могут обидеть, защищая, вызвать приступ одиночества, находясь физически совсем близко.

Уличный художник Слава ПТРК родом из Екатеринбурга и уже давно известен по всей России. Его работы можно встретить во многих городах, включая Владивосток. Основные направления работы художника — социальные и политические высказывания. В экспозицию «Para bellum» включены две картины из серии «Детство перед телевизором», отсылающие к образам массовой культуры 90-х и начала 2000-х, мгновенно узнаваемых теми, чье детство и юность проходили в России того периода, и воскрешающих в памяти угасающие воспоминания о прошлом. Анализируя детские годы, автор разбирается в нынешнем себе, доказывая себе и зрителю, что его поколение — это не «потерянное поколение лихих девяностых», а думающие, чувствующие и состоявшиеся люди, которым есть что сказать миру.

Основные персонажи картин Алексея Алпатова – пейзажи с преображенными пространствами, город с уникальной архитектурой, море с поразительной мощью и характером. И время от времени - боевые самолеты, корабли, события, влияющие на ход истории человечества. Работы из серии «Сантьяго. 11.09.1973» и «Дальний свет» напоминают, что ночь (в прямом и переносном смысле) скрывает большое количество мистических проявлений действительности, и реальность не всегда такова, какой мы ее знаем. Художника занимает вопрос осознанности восприятия произведений автором и зрителем, понимание и фиксация своих ощущений или того, что скрывается за гранью всеобщих представлений: «Всегда ли изображение - это только «карта» или оно вмещает в себя «территорию»? Что скрывается на ночной дороге, которая освещается только фарами проезжающих машин?

Юлия Климко

куратор,

заведующая Художественным музеем ДВФУ

Над выставкой работали:

Куратор

Юлия Климко

Дискуссионная программа:

Наталья Малкова

Публичные мероприятия:

Ксения Суханова

Анна Моисеева

Арина Мельникова

Дизайн, верстка:

Ксения Еникеева, Илья Красотин, Анастасия Квочко, Мария Бородулина.