Борис Коробец: «Университет — не хрустальный замок, а гибкая система»

7 сентября 2022 - Новости ДВФУ

Проблемы подготовки высококлассных специалистов, способных не только выстоять в турбулентных современных условиях, но и привести национальные предприятия к наращиванию собственного производства и развитию перспективных отечественных технологий, обсудили эксперты сессии «Антикризисные ориентиры: где брать кадры для импортозамещения и технологического прорыва?» в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) в рамках VII Восточного экономического форума.

2022 год стал для отечественных компаний и производителей непростым периодом. Однако наряду со сложностями, связанными прежде всего с необходимостью импортозамещения и нехваткой высококвалифицированных специалистов, россиянам открылись и большие возможности в наращивании внутреннего производства, развитии перспективных предприятий и отечественных технологий.

По словам модератора сессии, генерального директора платформы «Россия — страна возможностей» Алексея Комиссарова, справиться с этими проблемами смогут только профессионалы. Мир очень быстро меняется, и государство делает ставку на талантливую молодежь. Но львиную долю усилий в подготовку высококвалифицированных кадров должны вложить учреждения высшего и среднего профессионального образования, наладив тесный контакт студентов с бизнесом-сообществом и потенциальными работодателями.

«Система образования должна соответствовать тому запросу, который есть у ребят, и тому качеству подготовки специалистов, которое хочет работодатель», — подчеркнул первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев.

В этом вопросе и заключается основная сложность. Как отметил исполняющий обязанности ректора ДВФУ Борис Коробец, регуляторика вузов не всегда позволяет оперативно реагировать на вызовы. Важно следить не за документацией, а за качеством образования, которое невозможно без взаимодействия с работодателем.

«Качественная подготовка актуальных специалистов возможна только в том случае, когда и университет меняется под потребности работодателя, и работодатель тоже не оставляет университет без внимания и участвует в трансформации. Это улица с двусторонним движением. Мы привыкли, что университеты — это хрустальные замки, которые мыслят пятилетними циклами, но сегодня это путь в никуда. Некоторые профессии умирают быстрее, чем мы успеваем реализовать образовательную программу, и новые появляются так же быстро. Работодатель предъявляет новые требования каждый день, важно сделать механизмы, позволяющие компаниям комфортно чувствовать себя в университете и реально влиять на подготовку кадров, а университетам гибко подстраивать программы под запрос рынка без лишней бюрократии», — рассказал и. о. ректора ДВФУ Борис Коробец.

По словам заместителя министра промышленности и торговли Алексея Ученова, у работодателей формируется запрос на смещение фокуса в область среднего профессионального образования, которое может более гибко реагировать на запросы бизнеса. В системе высшего образования хорошо показал себя федеральный проект «Передовые инженерные школы», которые становятся точкой взаимодействия реального сектора и университета.

В ДВФУ передовая инженерная школа представлена «Институтом биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем», якорным партнером которого выступает группа компаний «Арника». По словам Бориса Коробца, присутствие работодателя благотворно влияет не только на насыщенность и актуальность образовательной программы, но и помогает сформировать у студентов четкое понимание профессиональной области, в которой они будут работать, какую продукцию будут выпускать и какова сфера её применения. Положительный опыт работы работодателя со студентами решено масштабировать, поэтому у каждой кафедры ДВФУ появится свой индустриальный партнер. 

Напомним, что федеральный проект «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Он направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. ДВФУ в кооперации с партнерами в ПИШ к 2030 году планирует открыть 34 новые образовательные программы опережающей инженерной подготовки.

Пресс-служба ДВФУ,
 press@dvfu.ru