Сегодня Пушкинский театр — это институция, в которой творческие деятели реализуют свои мечты и таланты. Основные векторы деятельности — просвещение и сохранение культурного наследия, продвижение университетского стиля жизни. Репертуар театр включает не только спектакли и концерты, но и просветительские события: выставки, лекции, экскурсии и фестивали.
Юбилейный сезон в цифрах: более 14 000 зрителей, 28 лекций пяти просветительских циклов, 17 премьер музыкальных программ, 7 выездных концертов проекта «Музыкальные экспедиции», 2 премьерных спектакля и 2 международных фестиваля.
Чем был наполнен ушедший сезон и что ждет зрителей в грядущем рассказал директор Пушкинского театра ДВФУ Александр Вовненко.
Почему вы запустили проект «Пушкинский театр: мифы, легенды и быль»?
«Юбилейный творческий сезон был ознаменован новым проектом — циклом лекций-экскурсий «Пушкинский театр: мифы, легенды и быль». Встречи познакомили горожан с обычно скрытым, загадочным миром закулисья и открыли для многих неизведанные страницы истории, богатое наследие институции. Лекции этого цикла — это не просто рассказ о конкретном учреждении, а жизнь Владивостока сквозь призму событий театра. Мы убеждены, что наш театр — это не только учреждение культурное, но и социальное. Все 135 лет своего существования здесь, на Пушкинской улице, люди не просто проводили досуг, но проживали жизнь, чувствуя себя горожанами».
Пушкинский театр организовывает выставки и делает это активно, как музей. Зачем?
«Для нас это дополнительная возможность взаимодействия с аудиторией. Нам и нашим партнерам есть, что показать, а публика с интересом посещает подобные активности.
Да, мы понимаем, что это выставки не из собраний Лувра или Эрмитажа, но они помогают лучше узнать историю, осмыслить территорию, в которой мы живем. А еще они создают ощущения наполненности в пространстве театра.
Например, художественно-исторический проект «Море русской души» — это яркий пример нашего стремления к развитию выставочной деятельности. Важно отметить, что для реализации проекта команда театра не прибегала к услугам сторонних дизайнеров и архитекторов, опираясь на внутренний творческий потенциал. Впервые для экспозиции был радикально изменен облик фойе. Это позволило создать уникальное пространство, в котором идея экспозиции яснее воспринималась и на эмоциональном, и на интеллектуальном уровнях. Проект был реализован по инициативе и при поддержке АНО «Дальневосточные леопарды». Мы взяли на себя смелость расширить смысловые рамки проекта, представив и работы художника Александра Чепеля, и рассказ об истории освоения Тихого океана русскими моряками в XVIII–XIX веках. В этом нам помогали наши добрые партнеры — Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева и Военно-исторический музея Тихоокеанского флота. Экспонаты из их фондов глубже погрузили гостей театра в тему биологических, океанографических и геологических исследований русских моряков.
Как полагается музею, мы выстроили вокруг проекта просветительскую программу: мастер-классы, лекции и кураторские экскурсии. Посетители смогли совершить путешествие по экспозиции, познакомиться с историей русского мореходства и музыкальным воплощением моря в искусстве».
Какие премьеры увидели зрители на сцене Пушкинского театра?
«В канун 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы выпустили новый музыкальный спектакль «Агитбригада "Гадам нет пощады!"». Традиционно постановки Пушкинского театра открывают для зрителей порой забытые страницы истории города и края. В этот раз нашей задачей было рассказать, почему Владивосток носит звание Города воинской славы. О том, как дыхание войны ощущалось в жизни форпоста на Тихом океане, мы раскрыли в новом спектакле.
Достоверность и документальность постановки удалось достичь благодаря использованию подлинных фактов. Сценарий на историческом материале создал известный приморский журналист и писатель Андрей Калачинский. В спектакле приняли участие Юлианна Белаш, Лилия Коломейцева, Денис Фить и Владимир Кузнецов совместно с коллективом «Океанская душа». Режиссером проекта стал Сергей Руденок, поставивший на сцене Пушкинского театра в 2021 году еще один документальный спектакль — «Адольф Даттан. Преданность и предательство». В грядущем сезоне зрители вновь смогут увидеть Даттана в исполнении Заслуженного артиста России Евгения Вейгеля 8 ноября».
Как в современных реалиях театр работает над привлечением новой аудитории?
«В условиях современного мира, изобилующего альтернативами для культурного досуга: от музеев и кино до интернета, театр сталкивается с непростой задачей привлечения новой аудитории. Однако мы видим положительную динамику в росте числа студентов, посещающих театр, что особенно важно для нас, как институции, входящей в структуру Дальневосточного федерального университета.
Мы стараемся делать наши проекты разнообразными и интересными. В следующем сезоне планируем укрепить сотрудничество с Дальневосточным государственным институтом искусств. Пушкинский театр ДВФУ должен стать пространство для презентации творческого потенциала студентов, в том числе и ДВГИИ. В ушедшем сезоне мы уже несколько раз показывали спектакль «Еще раз про любовь», созданный московским режиссером Михаилом Милькисом вместе со студентами выпускного курса ДВГИИ. Постановки проходили с аншлагом. Так сбылась мечта не только начинающих артистов, но и наша — сцена Пушкинского театра стала взлетной полосой для нового поколения профессиональных актеров. В будущем мы надеемся открыть в театре при поддержке руководства вуза полноценную театральную студию уже для студентов ДВФУ.
Конечно, мы стремимся к увеличению аудитории и в количественном выражении, но для нас не менее важно ее качество. Мы не делаем шоу, хотя и не исключаем формат эстрады. Нам важно привлекать просвещенных поклонников искусства. В сотрудничестве с Министерством образования Приморского края планируем вовлекать в театральную жизнь больше школьников. У нас ведь теперь репертуаре четыре спектакля, посвященных истории Владивостока. Эти постановки должны видеть юные жителя города».
Вы упомянули, что Пушкинский театр — подразделение Дальневосточного федерального университета. Каким образом студенты участвуют в жизни театра?
«Существует три основных формата взаимодействия студентов с Пушкинским театром. Во-первых, мы запустили проект «Арт-протокол Пушкинского театра». Через него студенты могут стать культурными волонтерами нашего театра и помогать в организации различных мероприятий. Многие студенты откликнулись и уже стали частью нашей команды.
Во-вторых, мы готовы помочь талантливой молодежи в реализации их собственных идей и проектов. Наши сотрудники оказывают необходимую помощь в создании спектаклей и других событий, придуманных студентами. На сцене Пушкинского театра проходил студенческий спектакль, поставленный по роману Евгения Замятина «Мы», который полностью был идей и разработкой студентов ДВФУ.
135 творческий сезон мы завершили выставкой художественных работ выпускника ДВФУ Данила Тюлюкова.
В-третьих, мы привлекаем студентов в качестве исполнителей массовых сцен в постановках театра. Важно поддерживать баланс: любительство не может заменить профессионализм, но для нас важно, чтобы люди, интересующиеся театром, могли взаимодействовать с профессионалами, приобретать полезный опыт и новые навыки.
У многих студентов ДВФУ в силу разных жизненных обстоятельств нет возможности найти время для встречи с Прекрасным. Учреждения культуры находятся вдалеке от кампуса. И в юбилейном сезоне мы решили организовать фестиваль искусств вне стен театра — в ДВФУ на острове Русский. Студенты и преподаватели ДВФУ услышали десять концертов в исполнении музыкантов — амбассадоров Пушкинского театра. Особое место программе заняли показы двух документальных спектаклей о Даттане и Янковском. Так мы смогли сплотить университетское сообщество и продемонстрировать возможности театра.
Одна из наших основных целей — научить молодых людей быть пользователями городского стиля жизни и уметь получать от него удовольствие. Я думаю, что это одна из важных задач в воспитательной работе. В этом заключен ведущий аспект, о котором сегодня часто говорят, — патриотизм. Он основан на любви и гордости за место, в котором ты живешь. Чем больше молодых людей будут понимать, как здорово жить во Владивостоке, и чтобы чувствовать себя «нормальным человеком», не нужно покорять Москву, тем более благополучным будет Дальневосточный федеральный округ».
А будет ли у этого проекта продолжение?
«Да, фестиваль «Пушкинский после пар», так мы его назвали, и в новом учебном году состоится в кампусе ДВФУ. Очень здорово, что руководство университета разделяет убеждения команды театра: высшее образование невозможно без высокого искусства.
Когда в научной библиотеке ДВФУ студенты готовятся к парам, а в это время прославленная виолончелистка Елизавета Сущенко играет сюиты Баха, это значит, что у нас очень хороший вуз, и ребята в нем открыты к восприятию искусства».
Как Пушкинский театр встроен в культурную жизнь Владивостока?
«Помимо собственных проектов и акций, мы принимаем и масштабные театральные фестивали региона. В грядущем сезоне мы вновь станем эпицентром образовательной программы III Международного Тихоокеанского театрального фестиваля. Это закономерно продолжает традиции одного из старейших учреждений культуры Владивостока. Ведь именно на наших подмостках в разное время выступали актеры императорского Александринского театра, выходили на сцену Вера Комиссаржевская и Григорий Ге, гастролировали японский театр «Гэйдзюцудза» и цыганский театр «Ромэн», пели Лидия Русланова, Леонид Утёсов, Александр Вертинский и Владимир Высоцкий. Лекции и мастер-классы фестиваля, символично продолжают давнюю традицию, укрепляя международное культурное содружество. Тихоокеанский театральный фестиваль имеет не только эстетическое, но и просветительское значение. Он расширяет гуманитарные горизонты, просвещает жителей Владивостока и даёт возможность тем, кто шёл на спектакли без знания произведений, открыть для себя до сих пор неизведанное.
А в этом году мы впервые стали пространством для нового для нашего края проекта — Всероссийского молодежного фестиваля «Место силы —Владивосток». Здесь публика города смогла посетить показы отечественных постановок и лучшие спектакли молодых режиссеров, не выезжая за его пределы.
И все устроители этих театральных форумов искренне рады сотрудничеству с нами. Это подтверждает профессионализм команды театра, ее энтузиазм и стремление к творческому сотрудничеству. Да, мы печемся о репутации среди публики, но и репутация среди профессионального сообщества очень важна.
Пушкинский театр также активно подключается к всероссийским культурным акциям: «Ночи музеев» и «Ночи искусств». Это возможность показать многообразный и разновекторный комплекс наших усилий, инициатив, творческих решений горожанам и студентам ДВФУ».
А как вы взаимодействуете с краевыми структурами?
«Пушкинский театр в своем нынешнем варианте работает именно как пространство для взаимодействия с различными сообществами. Впервые на нашей сцене состоялся смотр школьных театральных коллективов. Представьте, юные актеры со всего региона выступали здесь. Надеюсь, что это содружество с региональным центром «Сириус» и Министерством образования Приморья будет продолжаться. Во всяком случае, мы о разных форматах сотрудничества говорили и мечтали вместе с Заместителем председателя правительства Приморского края — министром образования Приморского края Эльвирой Шамоновой.
Вообще же, всё выходит из мечты. 135 лет назад из мечты появилось Собрание приказчиков. Мечтаниями Геннадия Турмова и его команды 25 лет назад театр был возрождён из руин. И сегодня мы мечтаем. Это помогает творчеству».
Что ждет зрителей в новом творческом сезоне Пушкинского театра?
«В грядущем сезоне нас ждет еще одна юбилейная дата — 25 лет с момента реставрации здания театра. Мы хотим вспомнить имена тех, кто участвовал в этом грандиозном проекте. И, конечно, отпраздновать эту дату со всеми горожанами. 19 октября, символично, что это Всероссийский день лицеиста, в день второго рождения Пушкинского театра Духовой оркестр Тихоокеанского флота и Сводный хор международного фестиваля «Золотой мост дружбы» представят праздничную концертную программу.
В 2024 году нас ждет еще одна знаковая дата — 125 лет со дня основания Восточного института. Мы завершаем сезон подготовкой к премьере — спектаклю «Сны в красном тереме», в который пригласили студентов ДВФУ стать актерами массовых сцен. И то, что мы получили около 100 заявок, говорит о том, что студенты заинтересованы в творческой самореализации на сцене Пушкинского театра. Оригинальную пьесу написал Андрей Калачинский, а Сергей Руденок сейчас разрабатывает режиссерскую концепцию».
Слоган Пушкинского театра гласит: «Жизнь без труда — воровство, жизнь без искусства — варварство». Как вы относитесь к этому слогану и что помимо работы в театре помогает Вам поддерживать уровень искусства в жизни?
«Этот девиз не наша придумка. Он создан отцами-основателями Собрания приказчиков, заложивших основу театра. Его придумали коллеги, стоявшие у истоков театра. Я отношусь к нему с почтением, и в определенной степени он совпадает с моими жизненными ценностями. Я действительно считаю, что нельзя жить не трудясь. Нельзя жить без искусства, потому что оно обогащает нашу бренную и порой тяжелую жизнь. Посещая музеи, театры и галереи, я вдохновляюсь и заряжаюсь чем-то хорошим. Я искренне не понимаю, как можно жить без искусства, не соприкасаясь с чем-то прекрасным».
Напомним, Пушкинский театр ДВФУ — одно из старейших учреждений культуры Владивостока. Сегодня театр является пространством для презентации культурного, научного и делового потенциала университета. Реализуя просветительские проекты, концерты, спектакли и событийные акции, театр стремится к распространению гуманитарных ценностей, университетского стиля жизни и инклюзивному воспитанию человека во имя просвещения, познания и свободы.