Школа соберет в вузе около 50 студентов бакалавриата и магистратуры из Москвы, Архангельска, Калининграда, Санкт-Петербурга, Сочи, Тюмени, Петропавловска-Камчатского, Саранска, Иркутска, Казани, Ростова-на-Дону, Петрозаводска, Красноярска, Нижнего Новгорода и Шеньчженя (КНР). Погрузиться в фундаментальные и прикладные исследования океана решили также около 50 студентов ДВФУ.
«Участие в „Плавучем университете“ дает студентам возможность не только получить актуальные знания в морских науках, но и определиться с будущей специализацией и карьерным путем, а значит, интегрироваться в океанологическое научное сообщество и начать вести серьезную исследовательскую деятельность. Состоявшимся же ученым программа помогает найти талантливых обучающихся, для которых они станут наставниками в своих лабораториях. Организациям, в свою очередь, этот проект позволяет восполнить кадровые пробелы», — рассказала кандидат биологических наук, руководитель проекта «Тихоокеанский плавучий университет» Олеся Рутенко.
Мероприятия Школы охватят комплекс дисциплин по исследованию океана: опасные гидрометеорологические явления Дальнего Востока, молекулярно генетическая идентификация морских микроорганизмов, исследование таксономической структуры и количественных показателей мезопланктона юго-западного побережья Камчатки и Охотского моря, ДНК штрихкодирование морских организмов, макрозообентос Дальневосточных морей России, биогеохимия океана и глобальные углеродные циклы. В программе обучения мастер-классы, круглые столы, лекции, встречи участников с экспертами морских экспедиций и выпускниками программы «Плавучий университет» и телемосты с площадками Зимних Школ в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Мурманске, Архангельске, Севастополе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде.
«Я жду, что будет много командной работы, в которой мы с ребятами будем решать сложные и непредвиденные задачи, — это будет полезно не только для моего развития как исследователя, но и пригодится в повседневной жизни. Хочу узнать, как строятся исследования, как ставить их задачи и осмыслять результаты, как грамотного представлять полученные данные. Думаю, что интенсив поможет мне начать создавать свою репутацию в научном сообществе», — поделилась ожиданиями от обучения студентка 2 курса Института Мирового океана ДВФУ Ульяна Елисейкина.
Программа «Плавучий университет-2025» продолжится весной, когда среди очных участников Школы пройдет конкурсный отбор для направления в летние экспедиции и береговые стажировки. Лучшие из них будут работать в командах с научными коллективами, пользоваться специальным оборудованием, собирать и анализировать данные.
«Я всегда считал, что учеба в ДВФУ на нашем направлении уникальна тем, что практические занятия по морской биологии проходят прямо на берегу моря, недалеко от учебного корпуса. Обучение от „Плавучего университета“ и в целом вся программа позволяют совершенствовать полученные в вузе знания и сильно меняют нас — студентов — как начинающих исследователей. Появляется искреннее желание заниматься наукой. Для меня очень ценен нетворкинг — налаживание связей с молодыми исследователями со всей страны. Например, теперь у меня есть друзья из разных городов России, с которыми мы не просто делимся опытом, но и помогаем друг другу», — отметил студент 2 курса Института Мирового океана ДВФУ, участник Школы «Плавучего университета-2024» Егор Алавердов.
Отметим, программа «Тихоокеанский плавучий университет» успешно проводится в ДВФУ с 2020 года. Она реализуется в рамках Десятилетия наук об океане ООН, входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий РФ и поддерживается Министерством науки и высшего образования РФ.
Напомним, «Мировой океан» — один из пяти стратегических проектов ДВФУ, реализуемый в рамках государственной программы «Приоритет 2030». Весь научно-исследовательский потенциал университета в этой области сосредоточен в Институте Мирового океана — одном из крупнейших российских научно-образовательных центров в области изучения экологии и сохранения биоразнообразия океана.