В ДВФУ озвучили векторы развития для роста компетенций молодежи

8 сентября 2022 - Новости ДВФУ

Эксперты VII Восточного экономического форума обсудили, как будут меняться образовательные программы и какими компетенциями должны обладать выпускники вуза, чтобы быть востребованными работодателями. Обсуждение темы прошло в рамках молодежной секции ВЭФ «Сверхкомпетенции: путь сокращения времени трудоустройства».

Сегодня образование в вузе — это не только изучение теории и освоение практических навыков. Эффективное образование можно построить, если вся среда университета будет работать на развитие и погружение студента в будущую профессию через тесную связь с реальным сектором экономики, потенциальным работодателем. Работодатель заинтересован в получении профессионального сотрудника, которого после окончания университета не нужно доучивать, переучивать, подстраивать под актуальные запросы компании, а студенты хотят как можно быстрее приступить к построению карьеры. К такой модели образования как к идеалу должны тянуться все заинтересованные стороны.

По словам руководителя департамента оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрия Гужеля, действительность от идеала несколько отлична.

«Как оказалось в результате проведенного нами исследования, работодатели, студенты и руководители образовательных программ университетов по-разному видят портрет идеального работника — это первое расхождение. Второе — университеты не всегда по факту развивают востребованные сегодня компетенции у молодых людей, иногда даже наоборот бывает, и это беда. Третий момент: самооценка студентов не всегда адекватна, они не всегда видят свои сильные стороны и зоны для развития, а это может вести к неудачному выбору траектории. Проект РСВ "Центры компетенций" как раз решает эту задачу: мы помогаем студентам сформировать свой личностный и профессиональный профиль и определиться с траекторий развития, с будущей карьерой. В 2022 году такой центр был открыт и в Дальневосточном федеральном университете, и он оказался очень востребованным», — отметил Дмитрий Гужеля.

По словам экспертов, вузам необходимо включаться в процесс трансформации образования: оно уже не может быть таким, как вчера. В ДВФУ уверены, что ключевым вектором изменений должна стать практикоориентированность программ через тесное партнерство с работодателями, вовлечение студентов в решение реальных задач предприятий, региона, страны с первых шагов в университете.

«Студенты сейчас много говорят про практикоориентированность. Им хочется, чтобы образование было близко к практике и чтобы они учились тому, что их будет ждать на рабочем месте в реальной жизни, они хотят участвовать в серьезных проектах. Сейчас отрасли и предприятия очень быстро развиваются, и если мы не хотим отстать, то надо научиться строить образовательный процесс в партнерстве с передовыми предприятиями, надо найти такие формы и форматы, которые подойдут для партнеров. Мы должны быть клиенториентированы не только в отношении студентов, но и в отношении наших партнеров. В новом учебном году около 100 компаний уже участвуют в реализации наших образовательных программ, но мы ставим задачу обеспечить участие партнеров буквально в каждой образовательной программе», — говорит проректор по учебной работе ДВФУ Оксана Мартыненко.

По ее словам, Дальневосточный федеральный университет — это вуз, которому недостаточно просто не отставать, ему нужно быть на два шага впереди, создавать новые решения, технологии, материалы.

«Нам важно создавать коллективы и команды, способные решать актуальные для практики задачи, разрабатывать новые прорывные решения и вовлекать в них наиболее способных студентов, давать возможность ребятам пробовать свои силы, поддерживать их идеи. Для нас важно не просто построить такую среду в университете, но сделать проектную и исследовательскую работу студентов неотъемлемой частью образовательного процесса. Только так можно подготовить людей, способных менять мир вокруг себя и двигать его вперед», — убеждена проректор.

Резюмируя мнения экспертов встречи, президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко озвучила шесть сверхкомпетенций, необходимых человеку, бизнесу и всему миру: системное мышление, предвидение изменений (трендвотчинг), управление изменениями, экопотребление (экомышление), этика и ценности.

«Надо перестать называть сессию о трудоустройстве студентов с приставкой "сверх". Эти векторы пора вводить общими усилиями в некоторую норму для университетов», — заключил проректор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дмитрий Земцов.

ДВФУ приступил к процессу трансформации системы образования, сделав ставку на практикоориентированность и реальные потребности рынка. Это стало основой утвержденной программы развития университета до 2030 года. Согласно задаче, которую поставил перед университетом Президент Российской Федерации Владимир Путин, ДВФУ в партнерстве с лидерами отраслей макрорегиона и тесной связи с Дальневосточным отделением Российской академии наук должен обеспечить технологический суверенитет Дальнего Востока и России в целом. 

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru