Ответы на "зеленые" вопросы

7 марта 2018

«Изменение климата – вопрос не будущего, а настоящего», – считает лауреат Нобелевской премии профессор Риккардо Валентини.

В финальный день III зимней школы «Зеленое развитие и продовольственная безопасность» ученый прочитал большую лекцию для студентов ДВФУ и Приморской сельскохозяйственной академии. В выступлении он обозначил глобальные проблемы человечества и развития. По мнению профессора Валентини, жителям планеты необходимо изменить стиль жизни, пересмотреть отношение к потреблению и бизнесу.

Во многом для того чтобы привлечь студентов к исследованиям по этой теме и проходила III зимняя школа «Зеленое развитие и продовольственная безопасность». Пожалуй, самым значительным в её работе стал фактор междисциплинарности. Оно и понятно, ведь проблемы производства, изменения климата, продовольственной безопасности уже давно вышли за рамки конкретных наук и требуют к себе внимания с разных точек зрения: экологической, экономической      и управленческой.

По мнению организаторов, такой подход может быть реализован в рамках проектного метода, а значит, его результат будет очевиден, ясен и обоснован.

«Подобные школы – очень интересный опыт. Прежде я участвовал во многих школах по экономике, где все происходило вокруг теории, которая там изучалась. Здесь была попытка собрать проектную и научную работу, элементы государственной политики. Это очень верный путь», – радуется Константин Сорокин, старший научный сотрудник Факультета экономических наук Высшей школы экономики. Впрочем, приглашенный лектор тут же добавляет, что особое внимание следует уделять изучению «экономики, стоящей за государственной политикой в области общественных благ».

Вероятно, такую оценку школы следует считать мотивированной, ведь её участники почти неделю разрабатывали проекты, призванные на междисциплинарном уровне решить проблемы региона, его экономики и экологии.

Например, наблюдается развитие ТОРов и фермерских хозяйств. Следовательно, скоро встанет вопрос утилизации отходов. Ребята предложили методику их утилизации и переработки для получения тепла и электричества.

Смежная тема проекта – увеличение живой массы крупного рогатого скота путем регулирования микрофлоры буренок. Этот метод активно используется на западе, а студенты ШЭМ анализируют возможность «приземлить» его в наших условиях. Вот и выходит, что те тенденции, за которыми не успевают поспеть местные предприниматели, пытаются внедрить студенты (если угодно, их будущие сотрудники).

Следует отметить, что бизнес не остался в стороне от зимней школы. Крупнейший в регионе агропромышленный холдинг «Армада» не только поддержал участников проекта, но и нашел возможность их премировать новыми книгами об экономике и менеджменте. Впрочем, останавливаться на этом руководство «Армады», надеемся, не планирует. В образовании сегодня активно внедряются практикоориентированные технологии, то есть компании-партнеры могут и заказчиками проектов стать, и ознакомительные туры на производство организовать, и специальные премии исследователям «зеленого» учредить. Было бы, как говорится, желание, а герои найдутся.

Особая тема – добровольный рынок углерода в России. Его скорейшая организация позволит значительно пополнить бюджеты разных уровней и поддержать малые предприятия Дальнего Востока. К такому выводу пришли эксперты Школы экономики и менеджмента ДВФУ еще в прошлом году. Теперь участники зимней школы решают, как этот механизм может функционировать на примере Уссурийского района.

«Запуск добровольного рынка углерода помимо дополнительных нескольких миллиардов долларов, как в штате Калифорния, дает возможность региону создавать стимулы для крупного бизнеса и внедрять инновации, используя ресурсосберегающие технологии, что в будущем обеспечит существенные конкурентные преимущества на Дальнем Востоке России», – убежден Артур Нагапетян, сотрудник лаборатории “Far Eastern Climate Smart Lab”.

Но не углеродом единым живет «зеленая экономика». Кроме оценки общественных благ, которые мы имеем, не следует забывать и о туризме. Тем более теперь, когда путешествия являются одним из приоритетов в стратегии развития Приморского края.

Впервые в истории образовательного проекта студентам предложили разработать туристические продукты государственного заповедника.

«Я глубоко убежден в том, что заповедник не должен брать на себя функции, связанные с транспортными услугами, питанием, размещением туристов, изготовлением сувениров. С радостью делегировал бы эти направления работы местным жителям. Но, к сожалению, местное население ведет себя пассивно, несмотря на то, что и заповедник, и администрация района всячески стараются заинтересовать людей в развитии этих направлений деятельности. Пока не могу похвастаться значительными успехами. Хотя появились некоторые активные граждане», – поделился с участниками зимней школы Дмитрий Горшков, директор Сихотэ-Алинского государственного заповедника.

Такой взгляд на эту проблему позволил студентам подойти к её решению масштабно. Они разработали и несколько туров, и программу лояльности, и даже стратегию создания волонтерского легиона.

Третья Зимняя школа завершилась. Однако исследования проводятся не по календарю, а по велению души, интересу и научному азарту. И судя по настрою студентов, работа, начатая в зимней школе, не прекратится, а будет продолжена в курсовых, дипломах и диссертациях. Может, через несколько лет стиль жизни у людей начнет меняться, и у планеты появится шанс.



Больше Фотографий на страница Школы в FACEBOOK