В Школе экономики и менеджмента завершился инновационный интенсивный курс «Глобальная научная коммуникация»

6 ноября 2018


       В основу курса легла трансформация взаимодействия студентов и преподавателей. В течение двух недель 20 преподавателей ШЭМ под руководством образовательного технолога из Ливерпуля Марка Джонсона погружали магистрантов в фундаментальные вопросы об обществе, технологиях, креативности, образовании и науке в ХХI веке. Погружение происходило в формате коммуникации.

                                                                                                                                         1.JPG

      Одним из ключевых мероприятий курса стала так называемая «экспертная сессия». 14 экспертов из разных профессиональных областей разговаривали с магистрантами в открытом пространстве корпуса А на тему того, какую роль коммуникация играет в их сфере деятельности. Диалоги получились очень насыщенными, интересными. Эксперты отметили, что для них подобный формат общения со студентами стал экспериментом, причем удавшимся. Кроме того, многие из них, сказали, что такие семинары в формате «диалога» необходимо внести в учебный процесс в качестве дополнения к основной программе. В качестве отчета по экспертной сессии студентам было необходимо опубликовать в любой социальной сети блог-посты с рассказом о впечатлениях, которые остались от мероприятия (посмотреть можно в Instagram, Facebook, VK по хэштэгу #globalscientificdialogue).

2.JPG                                                3.JPG

    Особое внимание также привлекло заключительное задание для студентов «Patchwork text» («Лоскутное одеяло»). Магистрантам предлагалось в любом свободном формате отразить личную интеллектуальную трансформацию, произошедшую за время прохождения курса. Обучающие креативно подошли к выполнению этого задания. Помимо уже привычных презентаций на защите были представлены стихи, рисунки, песни и даже сценки.

4.jpg                                                  5.jpg           

    Преподаватели курса также заметили личную трансформацию студентов. Даже те, кто «заходил» на курс с очевидным скепсисом и непринятием происходящего, в процессе активизировались и «на выходе» показывали очень хорошие, креативные работы, выполненные со всей серьёзностью и ответственностью.
     Александра Стёпина, магистрант 2-го года обучения по направлению «Международный менеджмент»: «Первое занятие было воспринято мной неоднозначно, поскольку подход к обучению весьма необычен и непривычен для нас. В ходе курса я увидела, как люди «идут на контакт», начинают креативить. Как нам говорили в начале курса, наше сознание пытаются избавить от клише. И это действительно получилось. Я ощутила это и на собственной работе. Моя деятельность связана с SMM, то есть мне необходимо творчески подходить к процессу. Глобальная научная коммуникация мне действительно в этом помогла: мои контент-планы «заходят на ура», согласовываются начальством значительно легче. Отдельно хочется отметить работу кураторов, они раскрывались для нас с новой стороны, старались преподносить информацию интересно и необычно. Несмотря на то, что многие студенты на защите финального задания говорили о том, что интенсив больше подходит для бакалавров, нежели для магистрантов, я считаю, что «вчерашние школьники» не смогли бы в полной мере прочувствовать и понять этот курс. Отдельно хочется отметить «экспертную сессию». Помимо того, что мероприятие было интересным, я и многие мои одногруппники получили от приглашенных экспертов очень ценные практические советы, которые в дальнейшем пригодятся в работе над магистерской диссертацией. В целом, Глобальная научная коммуникация стала отличной «разрядкой» привычного учебного процесса».                                                                                                                         

6.jpg

   

    Сам Марк Джонсон отмечает: «Первые результаты  показывают, что проект оказался успешным. Студенты были очень креативными, создавали потрясающие видеоролики, показывали презентации, разрабатывали новые игры, находили решения сложных проблем, вели фотоотчеты,  рисовали диаграммы и танцевали! Было видно, что они искренне вовлечены в процесс».
   Людмила Лазаревна Руденко, преподаватель курса: «Занятия по теме «Искусство и творчество» первоначально мной воспринимались неоднозначно. Во-первых, мы, преподаватели, больше со студентами говорим о научных достижениях и ничего или редко об искусстве, во-вторых, сложно было предсказать, как в повседневной жизни воспринимается студентами высокое искусство, потому что предлагалось прослушать классическую музыку и затем ее отразить в рисунке. «Рисуем музыку» – так называлось наше занятие. Удивительно! Но студенты рисовали!! Почти во всех студенческих группах наблюдалась одна и та же картина: заходили обычные немного шумные и крикливые студенты, а выходили погруженные в себя мыслители. Занятия по искусству подтвердили высказывание Марка Джонсона о том, что творческий процесс является одним из самых высоких достижений человеческого интеллекта».
Ефремова Полина Витальевна, преподаватель курса: «Для меня это был самый смелый образовательный проект, в котором я участвовала. Предполагается, что преподаватель – человек, который всегда может дать своим студентам точный ответ на интересующий вопрос. Однако, входя в аудиторию, у меня не было всех ответов. Мы искали их вместе, вместе делали открытия, делились мнениями, черпали вдохновение друг в друге. Это то, что мне хотелось бы перенести в свою обычную практику».

7.JPG

    Кроме того, курс  «Глобальная научная коммуникация» позиционируется автором как технологический. По словам Марка Джонсона, активное использование новых технологий способствует созданию взаимоотношений между разными поколениями. Он считает, что в основе образования лежат отношения, разговор. Современные технологии предлагают много новых способов общения друг с другом. А в процессе общения мы также можем получить новые, иногда очень ценные знания. «Глобальная научная коммуникация» как раз направлена на то, чтобы сделать учебную аудиторию более похожей на Интернет. 

    В основе курса лежало специально разработанное программное обеспечение, которое позволило магистрантам представить студентам ряд информационных блоков по различным тематикам курса. И позволило положить в основу курса не образовательные результаты, а изменение понимания и развитие интереса к различным актуальным темам, связанных со «сложными проблемами». 
Всего в интенсиве приняли участие порядка 230 магистрантов. Школа экономики и менеджмента планирует развивать и совершенствовать систему курса и повышать квалификацию преподавателей  для того, чтобы в следующем году магистрантам было еще интереснее и продуктивнее.