В основу курса легла трансформация взаимодействия студентов и преподавателей. В течение двух недель 20 преподавателей ШЭМ под руководством образовательного технолога из Ливерпуля Марка Джонсона погружали магистрантов в фундаментальные вопросы об обществе, технологиях, креативности, образовании и науке в ХХI веке. Погружение происходило в формате коммуникации.
Одним из ключевых мероприятий курса стала так называемая «экспертная сессия». 14 экспертов из разных профессиональных областей разговаривали с магистрантами в открытом пространстве корпуса А на тему того, какую роль коммуникация играет в их сфере деятельности. Диалоги получились очень насыщенными, интересными. Эксперты отметили, что для них подобный формат общения со студентами стал экспериментом, причем удавшимся. Кроме того, многие из них, сказали, что такие семинары в формате «диалога» необходимо внести в учебный процесс в качестве дополнения к основной программе. В качестве отчета по экспертной сессии студентам было необходимо опубликовать в любой социальной сети блог-посты с рассказом о впечатлениях, которые остались от мероприятия (посмотреть можно в Instagram, Facebook, VK по хэштэгу #globalscientificdialogue).
Особое внимание также привлекло заключительное задание для студентов «Patchwork text» («Лоскутное одеяло»). Магистрантам предлагалось в любом свободном формате отразить личную интеллектуальную трансформацию, произошедшую за время прохождения курса. Обучающие креативно подошли к выполнению этого задания. Помимо уже привычных презентаций на защите были представлены стихи, рисунки, песни и даже сценки.
Преподаватели курса также заметили личную трансформацию студентов. Даже те, кто «заходил» на курс с очевидным скепсисом и непринятием происходящего, в процессе активизировались и «на выходе» показывали очень хорошие, креативные работы, выполненные со всей серьёзностью и ответственностью.
Александра Стёпина, магистрант 2-го года обучения по направлению «Международный менеджмент»: «Первое занятие было воспринято мной неоднозначно, поскольку подход к обучению весьма необычен и непривычен для нас. В ходе курса я увидела, как люди «идут на контакт», начинают креативить. Как нам говорили в начале курса, наше сознание пытаются избавить от клише. И это действительно получилось. Я ощутила это и на собственной работе. Моя деятельность связана с SMM, то есть мне необходимо творчески подходить к процессу. Глобальная научная коммуникация мне действительно в этом помогла: мои контент-планы «заходят на ура», согласовываются начальством значительно легче. Отдельно хочется отметить работу кураторов, они раскрывались для нас с новой стороны, старались преподносить информацию интересно и необычно. Несмотря на то, что многие студенты на защите финального задания говорили о том, что интенсив больше подходит для бакалавров, нежели для магистрантов, я считаю, что «вчерашние школьники» не смогли бы в полной мере прочувствовать и понять этот курс. Отдельно хочется отметить «экспертную сессию». Помимо того, что мероприятие было интересным, я и многие мои одногруппники получили от приглашенных экспертов очень ценные практические советы, которые в дальнейшем пригодятся в работе над магистерской диссертацией. В целом, Глобальная научная коммуникация стала отличной «разрядкой» привычного учебного процесса».
Сам Марк Джонсон отмечает: «Первые результаты показывают, что проект оказался успешным. Студенты были очень креативными, создавали потрясающие видеоролики, показывали презентации, разрабатывали новые игры, находили решения сложных проблем, вели фотоотчеты, рисовали диаграммы и танцевали! Было видно, что они искренне вовлечены в процесс».
Людмила Лазаревна Руденко, преподаватель курса: «Занятия по теме «Искусство и творчество» первоначально мной воспринимались неоднозначно. Во-первых, мы, преподаватели, больше со студентами говорим о научных достижениях и ничего или редко об искусстве, во-вторых, сложно было предсказать, как в повседневной жизни воспринимается студентами высокое искусство, потому что предлагалось прослушать классическую музыку и затем ее отразить в рисунке. «Рисуем музыку» – так называлось наше занятие. Удивительно! Но студенты рисовали!! Почти во всех студенческих группах наблюдалась одна и та же картина: заходили обычные немного шумные и крикливые студенты, а выходили погруженные в себя мыслители. Занятия по искусству подтвердили высказывание Марка Джонсона о том, что творческий процесс является одним из самых высоких достижений человеческого интеллекта».
Ефремова Полина Витальевна, преподаватель курса: «Для меня это был самый смелый образовательный проект, в котором я участвовала. Предполагается, что преподаватель – человек, который всегда может дать своим студентам точный ответ на интересующий вопрос. Однако, входя в аудиторию, у меня не было всех ответов. Мы искали их вместе, вместе делали открытия, делились мнениями, черпали вдохновение друг в друге. Это то, что мне хотелось бы перенести в свою обычную практику».
Кроме того, курс «Глобальная научная коммуникация» позиционируется автором как технологический. По словам Марка Джонсона, активное использование новых технологий способствует созданию взаимоотношений между разными поколениями. Он считает, что в основе образования лежат отношения, разговор. Современные технологии предлагают много новых способов общения друг с другом. А в процессе общения мы также можем получить новые, иногда очень ценные знания. «Глобальная научная коммуникация» как раз направлена на то, чтобы сделать учебную аудиторию более похожей на Интернет.
В основе курса лежало специально разработанное программное обеспечение, которое позволило магистрантам представить студентам ряд информационных блоков по различным тематикам курса. И позволило положить в основу курса не образовательные результаты, а изменение понимания и развитие интереса к различным актуальным темам, связанных со «сложными проблемами».