«60журфакДВФУ»: интервью с политобозревателем Сергеем Петрачковым

5 октября 2021

Журналистскому образованию на Дальнем Востоке пошел 61 год! А какой подарок на юбилей будет самым лучшим? Правильный, наверное, тот, который вдохновит идти вперед и достигать вершин! Для мастера пера и микрофона таковым станут знания. Сергей Петрачков, выпускник ДВФУ и политический обозреватель PrimaMedia, от души поделился ими. А делиться ведь и правда есть, чем: больше 10 лет опыта – это солидная цифра!

Если вы хотите узнать необычный способ попасть в политическую журналистику, застраховать себя от ошибок на летней практике и понять, какого репортера оценят в любой редакции – читайте интервью до конца.

– Почему вы поступили на факультет журналистики именно на Дальнем Востоке? Когда вы выбирали университет, были ли для вас возможны альтернативы в других городах?
– А куда еще было поступать на журналиста в 2009 году бедному абитуриенту? Вопрос стоял не в выборе вуза, а в выборе специальности. Между корееведением и журналистикой попробовал второе. Получилось.

– Поделитесь своей «первой пробой пера». Какой была ваша первая серьезная публикация? С какими трудностями вы столкнулись в процессе ее подготовки?
– Трудно вспомнить, потому что первые три года ничего толкового не выходило. Как и у многих, писать вразумительные тексты я начал глубоко позже выпуска. А так, главная проблема в подготовке любого текста – собирание фактуры и конструирование текста. Проблем на начальной стадии было две: что делать, если фактуры слишком мало, и что делать, если фактуры слишком много. Позже понял, что надо просто избавляться от всего лишнего и не жалеть резать текст.

– Каким был ваш профессиональный путь?
– С начала этого года я – политический обозреватель агентства PrimaMedia. До этого на разных должностях работал в холдинге «Бизнес-Кейс» около 10 лет. Был корреспондентом агентстве Vladnews, потом корреспондентом газеты «Владивосток», потом выпускающим редактором газеты, далее редактором отдела политики.

– Почему вы выбрали политическое направление в журналистике?
– Получилось так само собой. Как-то, когда во Владивосток приезжал Владимир Жириновский, я написал репортаж с его встречи. Текст зашел, его прочитал один политтехнолог, который привлек меня к избирательной кампании. «Пошло-поехало», и я стал политическим обозревателем. Направление интересное, более-менее живое, кое-где тоскливое, кое-где скандальное. Как наша с вами жизнь.

– Можно ли назвать политическую журналистику самой сложной нишей нашей профессии?
– Вряд ли. Направление как направление, не самое тяжелое и не самое простое. Самыми сложными всегда были журналистское расследование и специальный репортаж. Там, действительно, каждый текст – штучный товар. И нужны нетривиальные навыки.

– Правда ли, что политическому журналисту часто приходится писать «по заказу»? Публиковать вещи, которые направлены на пиар политической фигуры, а не освещение реального положения дел?
– Как и все прочие области, политическая не освобождена от рекламы, исполнения каких-либо контрактных обязательств. Есть политическая реклама, есть период агитации, есть контракты на освещение деятельности. То есть существует линейка текстов, у которых имеется законный заказчик со своим взглядом на итоговый продукт. Все остальное время – это период, когда тебе нужно сделать максимум, чтобы придать редакции вес в глазах целевой аудитории. А он, к счастью, «заказухой» не набирается. А набирается сильными журналистскими текстами. Поэтому я лично стараюсь быть таким коньком-горбунком, который охлаждает кипятки и подогревает мерзлоту, чтобы тексты не сварились заживо, не убились о лед и более-менее в живом виде доскочили до читателя.

– Какое напутствие вы дали бы студентам-журналистам? Какие навыки, черты характера стоит развивать, чтобы добиться успеха в будущем?
– Я не тот, кто должен давать советы. Но поделюсь одним, который дал главред одного из ведущих СМИ АТР. Это даже не совет, а такой театральный прием. Он показал на свой мобильный телефон и сказал – что это его главное профессиональное достижение и актив. Список контактов, знакомств, людей. Экспертов, политиков, чиновников, культурных деятелей и т.д.
Первое и самое главное – это коммуникации. Умение находить общий язык с людьми и налаживать связи, упрочнять их и использовать в дальнейшем.
От себя добавлю, что на первых порах достаточно показывать свое упорство. Даже если не получается. Потому что не получаться может по-разному. Потому что вам не дают фактуру, закрывают перед вами двери, не хотят общаться и т.д. Или потому что вы не ищете фактуру усердно, не стучите и не общаетесь.
И третий момент – никогда не исчезать, если не получилось выполнить редакционное задание. Это всегда полезнее, чем молчание.

Автор: Анастасия Клещик, студент Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ