Образовательная экскурсия студентов-логопедов ШИГН в Санкт-Петербург – Москву

18 ноября 2022

С 22 по 28 октября состоялась образовательная поездка студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование», главной целью которой было участие в Х Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Центральные механизмы речи» имени проф. Н.Н. Трауготт. Но обозначенные дни были насыщены не только за счёт пребывания в научном сообществе.

За день до начала конференции студенты узнали, каково это – на час оказаться в полной темноте? Ведь через органы чувств происходит познание внешнего мира. И каковы же будут ощущения, если один из них вам стал недоступен? В музее «Мир на ощупь» в Санкт-Петербурге произошёл интересный эксперимент, особенно для студентов-дефектологов. Было непривычно довериться темноте, обойти с тростью жилую комнату, через импровизированную улицу сходить в магазин и даже кафе. Помимо новых ощущений, удалось задать и вопросы незрячему гиду, и понять, что в этом мире нет почти ничего невозможного. Этот опыт вдохновляет. Заставляет переосмыслить собственную реальность.

Не менее увлекательно и впечатляюще прошли и 3 дня Всероссийской конференции, проходившей с 24 по 26 октября. Ведь эта большая удача и честь увидеть, высказать лично уважение и благодарность или жепредставить свой доклад корифеям логопедии: Т.Б. Филичевой, А.Н. Корневу, О.С. Орловой. Многим студентам запомнилось и выступление в колонном зале Т.Н. Черниговской, так поражающей своей харизмой и лёгкостью в преподнесении результатов сложных исследований. От делегации ДВФУ было представлено 5 стендовых докладов и 1 устный - магистрантки 2 курса, Демчук Виктории. Доклад студентки, представляющий исследование о важности развивающего взаимодействиямежду родителем и ребёнком с расстройством аутистического спектра, был отмечен среди лучших организаторами конференции и вместе с памятным подарком ими была предоставлена бесплатная подписка на очень ценные по содержанию курсы от портала «Лого-эксперт».

Особенно продолжительно и более близко студентам удалось пообщаться с Л.В. Лопатиной, профессором кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена, и А.П. Антроповым, профессором кафедры олигофренопедагогики и директором Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена. На встрече было уделено внимание истории зарождения и развития программ «Специального (дефектологического) образования», вопросам «как?» и «почему?» происходило раньше распределение логопедов после окончания обучения в столичном вузе по разным городам России, и насколько остро ощущается сейчас нехватка специалистов в некоторых регионах страны. Были обозначены и особенности программ обучения студентов по программе «Логопедия» в  РГПУ имени А.И. Герцена как на бакалавриате, так и в магистратуре. Обмен опытом в организации образовательного процесса очень важен для определения точек роста в преподнесении профессиональных умений и уровня преемственности при выборе студентами того направления, с котором они свяжут следующую ступень высшего образования. Приятным бонусом стала ярмарка пособий, выпускающихся только в РГПУ и созданных на основе новейших исследований.

Безусловно, делегации из ДВФУ запомнится и посещение Сергиево-Посадского дома-интерната слепоглухих для детей и молодых инвалидов, где в очередной раз можно только поразиться стойкости специалистов-дефектологов, их творческим пособиям и вере в своих подопечных; так как с детьми, имеющими сочетанные нарушения, в том числе интеллектуальную недостаточность, эмоционально вкладываться в занятия приходится вдвойне или втройне больше. Благодаря последовательной работе по познанию окружающего мира слепоглухие дети добиваются впечатляющих успехов: пишут рассказы, делают собственные «тактильные» книжки, посвящённые разной тематике. Некоторые незрячие воспитанники, уже повзрослев, преподают в этом же учреждении, работают на радио. В жизни таких детей главнейшую роль имеет специалист, помогающий им быть верным принципам,мотивирующим к труду и к благодарности за саму жизнь.

Финальной точкой, дифференцирующей как раз специфику работы дефектолога и логопеда, стала экскурсия в Институт коррекционной педагогики Российской академии наук, где директор ФГБНУ «ИКП РАО» Т.А. Соловьёва и заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Д.А. Карпова познакомили студентов со структурой и стратегическими направлениями исследований института, его историей и даже с некоторыми материалами архивов, где на фотографиях можно было заметить таких выдающихся учёных, как Ф.А Рау, Т.А. Власова, Д.И. Азбукин. Запомнилась студентам и презентация «Доброшколы» (федеральный проект, направленный на совершенствование методов обучения детей с инвалидностью) и интерактивного конструктора индивидуальной программы коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями, практическая значимость которого бесценна. Все эти достижения и продукты интеллектуального труда говорят о постоянной работе ведущего научного центра страны в сфере модернизации системы специального образования. Поэтому логопедам-дефектологам важно регулярно следить за обновлениями методических разработок и помнить о постоянно расширяющихся возможностях.

Конечно, это образовательное путешествие было наполнено и культурным компонентом, но это уже другая история). У каждого студента сложился уникальный набор чувств от нахождения в научном сообществе такого масштаба. Кого-то держала в предвкушении первая в жизни презентация своего научного исследования на конференции; кто-то был в приятном волнении от встречи со знаменитыми докторами наук. Но все мы, конечно, благодарны за эти возможности организатору поездки - Ольге Алексеевне Македонской. Теперь мы стали ближе к науке и увереннее в своих компетенциях.

Материал предоставлен сотрудниками Департамента психологии и образования