Помним и гордимся: истории тружеников тыла

22 июня 2020


Мы не знаем, каково это: по-пластунски лежать в окопе, едва дыша. Не вздрагиваем, заслышав самолетный гул, и не прячемся, когда в небе маячит железная птица… Мы не сталкивались с войной, но наши предки прошли сквозь его горнило. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне рассказы студентов Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ о своих родственниках, трудившихся в тылу.

 

«Когда началась война, ей было 14 лет»

федорова.jpgНаталья Федорова, 1 курс, департамент коммуникаций и медиа:

– Моя прабабушка – Федорова Екатерина Моисеевна – родилась в селе Потьмы в 1927 году. Когда началась война, ей было 14 лет. Только закончила 7 класс – и сразу поступила в медицинское училище… Стала медсестрой, работала в госпиталях тыла, куда привозили раненых солдат. Екатерина Моисеевна помогала матери, которая осталась в родном селе.

После войны произошел один случай. В больницах стали появляться антибиотики для общего лечения, и всем пациентам они раздавались бесплатно. Ну, должны были. Старшая медсестра той палаты, где работала прабабушка, наказала младшим не отдавать лекарства даром, а продавать. Выручку она оставляла себе, все медсестры исполняли приказ, но не Екатерина Моисеевна. Прабабушка отдавала антибиотики просто так, а «выручку» доставала из своего кармана. Когда обстоятельства этого дела раскрылись, старшую медсестру посадили, а моя прабабушка была полностью оправдана.

 

«До изнеможения пилила старые, крепкие приморские ели»

XGz-sp1UVhU.jpgВалентина Гладышенко, 1 курс, департамент психологии и образования:

– Моя прабабушка, Анна Степановна Гладышенко, была из бедной многодетной семьи, поэтому с детства привыкла к тяжелому труду. В 1941 году ей исполнилось 18. Страшно представить, как невысокая худенькая девушка валила лес двуручной пилой «Дружба» … Она работала одна: до изнеможения пилила старые, крепкие приморские ели. В этом возрасте я и ведра с водой поднять не могла! А прабабушка таскала их на себе, дремала часов 6 и с первыми лучами солнца снова бралась за работу.

После войны прабабушка вышла замуж за моего прадеда, ветерана ВОВ, 31-летнего Григория Матвеевича. Муж, кстати, тоже оказался лесником. У Григория не было руки: потерял ее на войне. Жили небогато, но построили дом, воспитали четырех детей, 12 внуков и около 30 правнуков! Последние 10 лет жизни прадедушка был парализован, и баба Аня за ним ухаживала. Тяжело было, но она со всем справлялась: помогла тыловая закалка. Прабабушка часто смеялась от нашего ребячества, но никогда не попрекала за него. Она ведь сама слишком быстро повзрослела, лишилась юношеской беспечности…

В 2009 году бабы Ани не стало, но мы помним ее. Помним и гордимся, что среди наших предков была сильная женщина, не страшащаяся трудностей.

 

«Трудились почти задаром: все на фронт, все для победы»

Сергей Совух, 1 курс, департамент философии и религиоведения:

– Моя прапрабабушка, Марфа, во время войны трудилась в колхозе. Здесь, на Дальнем востоке, в Хабаровском крае. То был самый обычный колхоз: и скот выращивали, и зерно возделывали.

Трудились почти задаром: все на фронт, все для победы. Помимо работы в колхозе надо было кормить семью: у бабы Марфы и ее мужа было шесть детей. Весь день проводили в поле, под палящим солнцем и в духоте. Потом – перерыв на сон и к шести утра снова работать…

 

«Обе прабабушки приставлены к наградам за трудовые заслуги»

Ефименко.jpgУльяна Ефименко, 1 курс, департамент истории и археологии:

– Моя прабабушка Елизавета точила на токарном станке снаряды для фронта. Прадедушка Иван трудился у доменных печей, там же и простыл. Потом заболел туберкулезом, умер в двадцать с лишним лет… Оба уральские. Урал же в то время был кузницей для всей страны, славился металлургической мощью.

Другая прабабушка, Мария, трудилась в Приморье: выращивала в колхозе свёклу. Для фронта нужен был сахар, и отправляли его из края. Обе прабабушки приставлены к наградам за трудовые заслуги.


Текст: Анастасия Клещик

Редактор: София Карнаухова