Аналитика и комментарии

20 марта 2018

В настоящее время наиболее важным средством транспортировки грузов в Японии являются дорожные транспортные пути и каботажное судоходство.

Со второй половины ХХ в. основная производственная область страны лежит в треугольнике по городам Токио, Нагоя, Осака. Основной центр логистической деятельности находится именно здесь.

За счет того, что японские логистические компании имеют хорошо развитую систему складов и распределительных центров не только в Японии, но и за границей, это позволяет охватить и удовлетворить широкий спектр потребностей в логистике за счет полной интеграции складского хранения, транспортировки и доставки.

Свободные площади на территории Японии присутствуют в ограниченном количестве, поэтому, особенно в крупных городах, трассы могут располагаться на пяти уровнях, верхний из которых находится на высоте десятого этажа. Важно отметить, что скоростные дороги не заменяют и не отменяют обычных улиц, где идет нормальная городская жизнь. Трассы верхнего уровня предназначены для скоростного передвижения на большие расстояния, и зачастую используются для транспортировки грузов. Однако, чтобы попасть на противоположный конец крупного мегаполиса или страны, перевозчик вправе выбрать дорогу, которую он будет использовать: это может быть низкоскоростная бесплатная трасса или платная скоростная трасса. В зависимости от используемой дороги стоимость транспортировки может увеличиваться или уменьшаться. Как пример соотношения скоростных магистралей и обычных дорог возьмем Great Tokyo. В настоящее время в нем насчитывается 28 тыс. км дорог, из которых 2,8 тыс. — составляют скоростные магистрали. На 2012 г. Япония занимала шестое место в мире по протяженности автомобильных дорог, в то время как Россия занимает 5 место.

В настоящее время при строительстве дорог в Японии упор делается на большое количество вариантов дорог, которые смогли бы использовать все слои населения, а также на протяженность магистрали. Но при этом автодороги в Японии не широкополосные, максимум по три полосы в каждую сторону, но чаще всего по две.

С конца ХХ в. система управления дорожным движением прошла много этапов улучшения. Если в 1990-х гг. видеонаблюдение за дорожным сообщением было доступно только в больших городах, да и то не на всех участках дороги, то к 2014 г. вдоль всех магистралей в стране расположены инфракрасные датчики, которые ежеминутно передают информацию о состоянии на участке дороги в Центр управления движением. В больших мегаполисах типа Токио или Осака подобные датчики также расположены и вдоль небольших улиц, что позволяет отслеживать и координировать движение транспорта, без его простоя. Кроме того, в центр управления движения поступает информация не только с инфракрасных датчиков, но также и с камер видеонаблюдения. В каждом городе, даже небольшом, существует свой центр управления движения, который осуществляет контроль дорожного движения. При этом количество ответственных сотрудников в центре управления Great Tokyo составляет всего лишь 4 человека. В основном за координацию на дорогах отвечает ИТС (интеллектуальная транспортная система), а сотрудники в центрах управления движения в случае необходимости корректируют ее работу. ИТС объединяет систему «умных» светофоров, которые помимо того, что в автоматическом режиме распределяют потоки, могут предотвратить многие аварийные ситуации. Как пример, если автомобиль не успел проехать перекресток на разрешающий сигнал, то система задержит зеленый на несколько секунд, чтобы машины в потоке не столкнулись. Реагирует светофор и на пешеходов, которые замешкались на переходе. Если едет автомобиль одной из экстренных служб, система организует ему зеленую волну.

Компании, занимающиеся перевозками грузов, могут заключить договор с дорожным управлением и использовать данные, собранные центром дорожного управления, для координации и составления маршрутов для клиентов.

Также значительную роль в транспортировке грузов внутри страны занимает железнодорожный транспорт. Такие перевозки осуществляются компаниями Группы Японских железных дорог. До 1987 г. монополия на железные дороги принадлежала государству, в настоящее время железные дороги в Японии так же, как и почта, приватизированы частным сектором. Логистические компании пользуются железнодорожной сетью, предварительно выкупив право у пассажирских компаний или заключив с какой-либо из них договор.

В Японии была построена первая в мире высокоскоростная железнодорожная линия — Синкансэн, которая к сегодняшнему дню связывает крупнейшие города Японии.

Железные дороги в Японии состоят из:

•        22 313 км Капской колеи (1067 мм), из которых 13 280 километров электрифицировано;

•        3 978 км Европейской колеи (1435 мм), полностью электрифицирована;

•        96 км Шотландской колеи (1372 мм), полностью электрифицирована;

•        48 км Узкой колеи (762 мм), полностью электрифицирована .

Фактически стандартом на железнодорожной сети Японии является ширина колеи 1067 мм, почти на треть уже, чем в России. Дороги для синкансэна строились с европейской колеёй — 1435 мм. Железные дороги с другой шириной колеи мало распространены и используются лишь там, где нет необходимости выхода на существующую железнодорожную сеть.

Япония является морской страной в экономическом смысле. При транспортировке грузов в другие страны зачастую используются морские перевозки. Поэтому логистические компании постоянно взаимодействуют с таким понятием, как порт. А это значит, рассчитывая сроки получения грузов, учитывается график работы оного, возможности нахождения транспорта в его водах и, конечно, сроки навигации.

Погодные условия для погрузочно-разгрузочных работ в порту тоже деталь немаловажная. Часто морские и речные перевозки являются звеном мультимодальной транспортировки грузов, но могут использоваться и в качестве автономного типа услуг по перевозке замороженных продуктов, нефти, почты, сыпучих грузов, крупногабаритной техники.

Кроме того, при необходимости или в случаях невозможности использования исключительно наземного транспорта, используются баржи для транспортировки грузов в заливах или по рекам и каналам. Для улучшения качества транспортировок по средствам водных путей многие компании используют весы. Весы используются, чтобы регулировать уровень высоты груза от поверхности воды, во время прохождения через шлюзы или мосты.

Что касается судоходных внутренних перевозок, то такой способ доставки обеспечивает внутренние перевозки по средствам прибрежных судов, что также в настоящее время является одним из экологичных способов доставки из-за минимального воздействия на окружающую среду, а также позволяет снизить стоимость доставки относительно автомобильных перевозок.

Для контейнерных перевозок компании предлагают полный комплекс операций с контейнерными терминалами (погрузка, разгрузка с судна, сортировка, услуги склада, и выдача заказов в терминалах).

Что касается транспортировки негабаритных грузов, то крупные компании, такие как Mitsubishi Logistics, предлагают расширенный спектр услуг по обработке грузов и их транспортировке на сверхмощные судах по системе RO / RO (Roll-on · Roll-off) .

Помимо вышеупомянутого, некоторые компании могут предложить такие услуги, как контейнерные перевозки и агентирование судов, которые включают CFS: (контейнерная грузовая станция), внутренний контейнер CY (контейнерный двор) / ECD (контейнер пустой тары).

Говоря об авиаперевозках, стоит отметить, что они гарантируют быстрый способ доставки. А благодаря взаимодействию компаний, становится возможным подобрать наиболее выгодный и недорогой способ доставки с комбинированием воздушных и морских перевозок. А комплексный пакет логистических услуг, включающий от отправления и доставки до быстрого таможенного оформления и упаковки, также может включать в себя услуги складского хранения. Грузовые авиаперевозки в Японии осуществляются на специализированных воздушных суднах, предназначенных для международных и внутренних грузовых авиаперевозок продукции различных габаритов и назначения. Различают грузовые самолеты малой, большой и средней грузоподъемности.

Среди преимуществ грузовых авиаперевозок, на первом плане – это высокая скорость. Это наиболее быстрый способ транспортировки товаров от отправителя к получателю на дальние расстояния с возможностью экспресс-доставки. Кроме того, еще одним преимуществом является грузоподъемность и вместимость, для транспортировки сборных грузов, срочных грузов или грузов, имеющих высокую стоимость. В качестве третьего преимущество можно выделить широкую географию доставки, которая позволяет осуществлять перевозку товара воздушным транспортом в труднодоступные пункты назначения, где невозможны другие виды транспортного сообщения.

В последнее время транспортные компании в Японии объединяют свои усилия не только с транспортными компания из других стран, но и с транспортными компаниями внутри страны. Использование так называемой совместной службы доставки, которая подразумевает кооперацию с другими транспортными компаниями в случае совпадения по таким условиям доставки, как тип продукта, конечный пункт назначения, условия транспортировки и т.д. Это позволяет оптимизировать систему распределения и систему управления складами, а также сократить расходы на транспортировку. В то же время становится возможным достичь максимального сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

Благодаря консолидации нескольких объектов или нескольких клиентов, стало возможным обеспечение совместного хранения и совместную доставку, благодаря чему значительно снижается уровень воздействие на окружающую среду и стоимость заказов.

В тоже время посредством консолидации нескольких распределительных центров становится возможным составление «цепного» маршрута доставки, когда выбираются несколько клиентов с одинаковыми или похожими условиями доставки и для них составляется совместный маршрут и способ доставки. Это позволяет оптимизировать логистические операции и сделать их максимально простыми, сократить транспортные расходы и снизить уровень воздействия на окружающую среду.

При транспортировке любого вида груза в Японии внутри страны, наиболее распространёнными способами являются: водный и автотранспорт, не смотря на то, что он занимает второе место по загрязнению окружающей среды. Менее распространённым способом, в связи с особенностями рельефа японского архипелага, являются железнодорожные перевозки, хоть им и отдаётся предпочтение с точки зрения минимального воздействия на окружающую среду и более низких показателей возникновения форс-мажорных обстоятельств. В случае внутренних перевозок, авиатранспорт занимает наиболее отстающие позиции, в связи с его высокой стоимостью и высоким уровнем загрязнения окружающей среды, но в случае срочной доставки приоритет отдается именно ему.

Однако в случае международных перевозок лидирующие и на данный момент единственные возможные способы транспортировки грузов возложены на авиа и морской транспорт. При достижении соглашений с Российской Федерацией в вопросах строительства моста между Сахалином и о. Хоккайдо Япония может получить прямой доступ на материковую часть, однако в настоящее время развитие данного проекта заморожено.

Бордулева Татьяна Александровна,
лаборант-исследователь
Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ.