Аналитика и комментарии

27 февраля 2018


Северный морской путь (СМП) — это пространство, которое прилегает к северному побережью Российской Федерации и охватывает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и экономическую зоны, ограниченное с востока морским пространством США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом Желания до архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские ворота и Югорский Шар. Транзитными трассами являются пути вдоль побережья Арктики с октября по май, исключая Берингов пролив, пролив Лонга и Карские Ворота. При сквозном передвижении на западном участке Северный морской путь наиболее благоприятным является в июне и июле, если идти через проливы Югорский шар и Карские ворота. В период с сентября по октябрь нужно обходить вокруг мыса Желания. В августе можно с одинаковой эффективностью использовать любое направление.[1]

Исходя из стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, предполагается, что СМП будет загружен до 2030 года именно вывозом минерального сырья, добытого в акватории моря.[2]

Такое предположение было сделано на основе данных по некоторым инвестиционным проектам, которые предполагают добычу и экспорт полезных ископаемых, основную часть которых составляет углеводородное сырье.[3]

Несмотря на сложные климатические условия Арктики, внимание прилегающих государств, их ближайших соседей и коммерческих структур к ее территориям не ослабевает и даже, наоборот, с каждым годом набирает обороты. В экономическом плане регион интересен не только богатством месторождений нефти, газа (около 37% мирового запаса) и других полезных ископаемых, но и маршрутом транспортировки грузов. СМП является одним из кратчайших маршрутов для транспортировки товаров из Азии в Европу. Использование СМП позволяет осуществлять перевозки быстрее, чем через Суэцкий или Панамский каналы. Однако существует и тормозящий фактор использования СМП – это дороговизна его использования. Так, для транспортировки грузов по СМП необходимы дополнительные расходы, такие как аренда спецконтейнеров, сопровождение ледоколов, страховка, существующие тарифы, налоги и таможенные пошлины на СМП.[4]

К тому же самостоятельный проход судна без проводки и сведений из арктического штаба по Северному морскому пути невозможен. Даже летом ледовая обстановка может быстро измениться. Чтобы корабль получил доступ к движению по арктической акватории он должен иметь соответствующие эксплуатационно-технические характеристики и гарантии сохранения чистоты окружающей среды РФ. Экипаж судна должен иметь опыт работы в северных морях. Также корпус грузового судна не должен быть шире корпуса ледокола. В связи с этим не все суда подходят для работы на трассе СМП. А так как суда будут проходить через территорию Российской Федерации, то иностранным компаниям придется нанимать российские ледоколы. Кроме того, нет гарантии, что при прохождении через СМП судно прибудет в порт назначения в соответствии со сроками, прописанными в договоре.[5]

Но даже не смотря на все вышеприведённые недостатки потенциальная перспективность СМП куда шире. В первую очередь данный морской путь свободен от пиратов, в отличие от южных морских путей. Кроме того, здесь практически отсутствуют ограничения по водоизмещению судов: нет узких и мелких мест, как в Суэцком канале и Малаккском проливе. И самое важное, Северный морской путь значительно экономит время транспортировки — почти в три раза. Скажем, перевозка товара из Азии в Европу по СМП в среднем на 10−15 дней меньше, чем через Суэцкий канал. А это существенно сказывается на финансовой стороне вопроса. Так, в летний период себестоимость перевозки грузов в среднем на 33−35% ниже, чем через Суэцкий канал.[6]

Для нормальной и постоянной работы СМП необходимо увеличить количество судов ледового класса. По оценкам рабочей группы Развития Арктики и Северного морского пути при правительстве РФ, к действующим судам нужно еще как минимум 20 новейших судов. Для их строительства необходимы супер-верфи, которые могли бы производить крупнотоннажные суда. И здесь японские судостроительные компании готовы предложить свои услуги. На данный момент рассматривается возможность поставки судов для эксплуатации на Северном морском пути. Данный вопрос стал одной из значимых национальных задач, разрешение которой позволит обеспечить стране первенство в судостроении и бесперебойный доступ к СМП. Но, кроме обеспечения судов, необходимо финансирование штабов морских арктических операций запада и востока Арктики. И также необходимы колоссальные вложения в портовую инфраструктуру СМП.[7]

Из-за глобального потепления, которое стало причиной таяния льдов в Северном Ледовитом океане, мировое сообщество обратило свои взгляды на Арктику, и в частности на СМП. Таким образом, Арктика становится одной из главных действующих арен. Не обошло это явление и страны АТР; такие страны, как Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония считают, что появится новый, более выгодный морской путь, однако одним лишь новым маршрутом их надежды не ограничиваются, они также нацелены на нефть и другие полезные ископаемые Арктики и её биологические ресурсы.[8]

Не арктические государства, такие как Китай, Япония и Республика Корея, начали продвигать идею об Арктике как о новом общем пространстве. Цель этой идеи в том, чтобы любая страна могла пользоваться этим регионом на свободной и стабильной основе в не зависимости от её географического расположения. В свою очередь арктические государства не настроены на то, чтобы другие акторы вмешивались в их внутренние дела. [9]

В данной ситуации Японии, которая имеет лишь кресло наблюдателя в Арктическом совете (в 2013 г. Япония получила статус постоянного наблюдателя), следует учитывать мнение других стран и отражать свое мнение в новых правилах. И чтобы крепче закрепиться в Арктике, необходимо поддерживать тесные взаимоотношения с арктическими государствами и, в частности, с Россией. Одним из поводов для сближения стран может стать разрешение вопроса по расширению континентального шельфа с целью эксплуатации морских ресурсов региона. Япония имеет ценный опыт создания институциональных рамок взаимодействия научно-исследовательских институтов и правительства для оформления научного и правового обоснования претензий на расширения. Так, в 2008 г. по инициативе японского правительства был разработан проект по расширению японского континентального шельфа. Японские ученые в своих научных работах смогли подтвердить, заявленные японским правительством, претензии на континентальный шельф. Через несколько лет, в 2012 г., Япония получила разрешение на расширение границ в Тихом океане вокруг микро-островов Окиноторисима.[10]

Одним из основных дальнейших направлений политики Японии в Арктике, по заявлению правящих кругов, станет разработка природных ресурсов континентального шельфа. Однако так как Япония не имеет прямого доступа в северные широты, то ещё одним вектором её политики стало установление взаимовыгодных двусторонних отношений с государствами – постоянными участниками арктического совета, чтобы иметь возможность совместного освоения месторождений и обеспечения развития региона.[11]

Кроме того, японское правительство в качестве главного партнера в освоении Арктики и развитии судоходства по Северному морскому пути видит Российскую Федерацию, потому что основная часть арктических маршрутов проходят через территорию России. Для Японии данный аспект особо актуален, так как страна восходящего солнца имеет один из крупнейших торговых флотов в мире. А использование СМП в качестве маршрута для доставки грузов позволит сократить время транспортировки из Гамбурга до Йокогамы на 40%, а расход топлива — на 20%, по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. [12]

Япония имеет отличный экономический потенциал и опыт в морской логистике. В настоящее время Арктика ещё плохо изучена. Для её освоения необходимо исследовать механизмы таяния льдов, маршруты и природные ресурсы. Япония в обмен на доступ к Арктике, готова предложить свою помощь в придачу со знаниями и новейшими технологиями в области добычи полезных ископаемых и морских операций. Кроме того, оказать содействие в развитии портовой инфраструктуры в северном бассейне, что позволит создать инфраструктуру, способную обеспечивать стоянку, погрузку и разгрузку кораблей в разных участках пути на протяжении всего года (сейчас на всем СМП только порт Дудинка функционирует круглый год).[13]

Кроме всего вышесказанного, у Японии есть и другие интересы в развитии арктического региона, в качестве одного из них можно назвать возможность реализации собственного инновационного и технологического потенциала.[14]

Бордулева Татьяна Александровна,
лаборант-исследователь
Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ.



[1] Северный морской путь: только для своих. [ИА "CUSTOMS.NEWS"] Режим доступа: https://customs.news/sevmorput-tolko-dlya-svoih/


[2] Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf


[3] Порты: нефть спасает Арктику. [ИА REGNUM] Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2366902.html


[4] Проблемы и перспективы развития северного морского пути. [Экспертный Союз] Режим доступа: http://www.unionexpert.ru/index.php/zhurnal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/zhurnal-qehkspertnihyj-soyuzq-...


[5] Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/Arctic%20Anthology%20Vol%202.pdf


[6] Путь развития. [ТАСС Дальний Восток] Режим доступа: https://dv.land/spec/severny-morskoy-pyt


[7]Нужен ли нам транзит по Севморпути? [ИА REGNUM] Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2281053.html


[8] Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/80283747


[9] Япония нацелилась на Арктику. [ИноСМИ] Режим доступа: https://inosmi.ru/arctica/20151112/231333827.html


[10]領土問題『沖ノ鳥島』こうなっていたのか!?日本の排他的経済水域[Naverまとめ] Режим доступа: https://matome.naver.jp/odai/2143359124146302401


[11] Review: Arctic Governance and Japan’s Foreign Strategy. [The Arctic Institute] Режим доступа: https://www.thearcticinstitute.org/arctic-governance-japan-foreign-strategy/


[12] Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/AC_states.pdf


[13] Специальный представитель Японии по делам Арктики Кадзуко Сираиси: арктическая стратегия Японии. [ИноСМИ] Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20160411/236086699.html


[14] Arctic Governance and Japan's Diplomatic Strategy. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/research/2012_arctic_governance/002e-executive_summery.pdf