Аналитика и комментарии

19 марта 2019

QR-код (англ. Quick Response code) был изобретён японской компанией Denso Wave в 1994 г. Изначально QR-коды предназначались для высокоскоростного отслеживания оборудования на стадии производства путём сканирования, однако в современном мире область их применения гораздо шире: так, например, наибольшее распространение QR-коды получили в потребительской рекламе. Это даже привело к тому, что в настоящее время большинство японских производителей смартфонов выпускают продукцию со встроенной функцией считывания QR-кодов.

Существует несколько явных причин успеха QR-экономики. Во-первых, бесконтактные торговые сделки лишены издержек, связанных с оплатой наличными средствами: поскольку приложение для оплаты автоматически подсчитывает сумму перевода, не приходится сталкиваться с наличием слишком крупной купюры или пересчитывать сдачу. Во-вторых, бесконтактная оплата значительно сокращает временной лаг между оплатой стоимости товара или услуги и банковским переводом. В-третьих, приложения по бесконтактной оплате позволяют хранить всю необходимую информацию в смартфоне, что не только упрощает оплату услуг и ведение личного бюджета, но и предотвращает преступность. В качестве одной из отличительных особенностей QR-экономики можно также выделить прозрачность совершаемых сделок: деньги становятся информацией, поэтому отмывание становится невозможным.

В Японии QR-экономика развивается быстрыми темпами. Несмотря на это, текущее состояние QR-экономики в Японии уникально по той причине, что в государстве отдаётся наибольшее предпочтение наличным деньгам среди развитых экономик мира. Данное предпочтение объясняется рядом причин. Помимо объяснимого недоверия новым технологиям ввиду действенности политики центрального банка, можно сказать, что наличные деньги стали слагать культурные особенности страны: например, потерянный кошелёк обязательно будет передан в полицейский участок, что говорит о высоком уровне доверия среди населения; это ставит вопрос о целесообразности резкой смены метода оплаты. Кроме того, одним из доводов против QR-экономики в области торговли стали сборы за проведение платёжных операций. Учитывая настолько развитое состояние инфраструктуры (круглосуточная доступность банкоматов, высокий уровень безопасности), не удивительно, что темпы введения QR-экономики несравнимы с другими государствами Северо-Восточной Азии: данный показатель увеличился с 2007 по 2016 гг. на 34,6% в Республике Корея (показатель по состоянию на 2016 г. – 96,4%) и на 20% в Китае, в то время как в Японии – лишь на 6,2% (19,8%).

(продолжение в приложенном документе...)

Юсупов_QR-экономика.pdf